А. В. Савельева

Военная пропаганда в периодических изданиях США 1916-1917 гг.

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена одной из актуальных проблем в современной исторической науке – определению роли американской прессы в военной пропаганде 1916–1917 гг. Важность темы заключается в том, что периодические издания являются своеобразными историческими источниками, позволяющими путем интерполяции ввести в научный оборот новые данные и связать отдельные, отраженные в других источниках события военной истории США первой половины XX в. В результате предметом исследования являются периодические издания США как источники изучения военной пропаганды в 1916–1917 гг. Исследование основано на материалах американских газет 1916–1917 гг. Важнейшими из них являются «New York Tribune» и «The New York Times», появившиеся еще в 1840–1850-е гг., а также «Washington Post». Эти газеты расположены на официальном сайте «Библиотеки Конгресса США» и содержат информацию о трансформации взглядов государственной власти США и американского общества на проблему участия американского государства в Первой мировой войне. Работа с американскими газетами осуществлялась при помощи общенаучных методов исследования: описания, анализа и сравнительно-сопоставительного метода, а также с использованием специальных методов исторического исследования: историко-сравнительного метода и культурно-семиотического подхода. В ходе исследования было определено, что американские газеты сыграли ключевую роль в формировании негативного образа Германии. Это, в свою очередь, способствовало трансформации общественного мнения по поводу участия США в войне 1914–1918 гг. Государственная власть стремилась вступить в войну с целью участия в послевоенном разделе мира, а американское общество высказывало мнение о необходимости избавить весь мир от варвара в лице Германии. В связи с этим 6 апреля 1917 г. США объявили войну Германии. В американских газетах иллюстративно проводилась военная пропаганда. Например, при помощи фотографий военных и военной техники США американская печать пыталась привлечь новобранцев для участия в войне. Помимо этого в газетах осуществлялась дегуманизация немцев. Результаты проведенного исследования позволяют реконструировать отдельные аспекты военной исто-рии США периода Первой мировой войны.

Ключевые слова:

американская пресса; В. Вильсон; военная пропаганда; Первая мировая война; президент США; New York Tribune; The New York Times; Washington Post

Об авторе:

Алена Владимировна Савельева, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и всеобщей истории

Место работы:

Нижневартовский государственный университет

Контактная информация:

e-mail: saveleva_1984@mail.ru