И. А. Бобыкина

Развитие культуры лингвосамообразования как одна из стратегических целей иноязычного образования в вузе

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена анализу концептуальных аспектов развития культуры лингвосамообразования обучающихся как одного из направлений инновационной педагогической деятельности в вузе. Обоснована необходимость пересмотра целеполагающих и организационных установок иноязычного образования, обновления содержания и технологий, повышения требований качества профессиональной подготовки в соответствии с современным этапом развития российского общества и актуальными тенденциями в сфере высшего образования. Исходя из философской идеи саморазвития человека как внутреннего механизма его изменения, раскрыта сущность и общая логика развития культуры лингвосамообразования. Особое внимание уделяется описанию содержательной и кумулятивной сущности способности человека к самообразованию с помощью иностранного языка. Представлены структурные компоненты и параметрические характеристики культуры лингвосамообразования как источника личностного и профессионального роста. Проанализированы внешние и внутренние признаки познавательной самостоятельности как личностного качества, степень сформированности которого влияет на уровень сознательного самосозидания личности. Подчеркивается важность самоидентификации, способствующей становлению студента субъектом деятельности. Наряду с теоретико-методологическими основами рассматриваются праксиологические аспекты развития культуры лингвосамообразования студентов в практике обучения иностранному языку в вузе. Подробно описывается схема усвоения опыта самоуправления на основе функционального анализа самообразовательной деятельности. Рассматривается классификация стратегий, позволяющая выбрать наиболее эффективные в конкретно заданных условиях саморазвития. Анализ теоретического и эмпирического исследований позволил выявить закономерности социокультурного, дидактического и личностного уровней. Представляя собой комплекс объективно существующих устойчивых связей, установленные закономерности и соответствующие им принципы (социальные, дидактические, специальные) определяют требования к моделированию процесса подготовки студентов к непрерывному самообразованию с помощью иностранного языка.

Ключевые слова:

культура лингвосамообразования; самообразовательная деятельность; самостоятельность; стратегии лингвосамообразования; закономерности; принципы

Об авторе:

Ирина Александровна Бобыкина, доктор педагогических наук, профессор кафедры делового иностранного языка

Место работы:

Челябинский государственный университет

Контактная информация:

E-mail: bobykina-a@mail.ru