В. Е. Бутева

Подходы к формированию стратегической компетенции при обучении профессионально ориентированному чтению

Аннотация научной статьи:

В данной статье предпринята попытка проанализировать современные подходы к обучению чтению и обозначить те, применение которых имеет положительное влияние на формирование стратегической ком-петенции в процессе обучения профессионально ориентированному чтению. В рамках данной проблематики нами выделены четыре подхода: коммуникативно-деятельностный, профессионально ориентированный, рефлексивный и когнитивно-коммуникативный. Стратегическую компетенцию в процессе обучения профессионально ориентированному чтению мы определяем как способность личности на основе полученных знаний и умений адекватно использовать усвоенный набор способов / действий для понимания смысла текста. Основу стратегической компетенции составляют знания, навыки и умения использовать учебные стратегии для овладения речевыми и языковыми компетенциями и коммуникативные стратегии, а также знания психокогнитивных особенностей студентов технического вуза. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению должно строиться на базе когнитивно-коммуникативного подхода, где чтение рассматривается как интеллектуальный процесс, в котором важны две стороны: как читатель конструирует значение, и какую информацию читатель вынесет из текста. Формирование стратегической компетенции в процессе обучения профессионально ориентированному чтению способствует: формированию умений зрелого чтения, лексико-грамматических навыков чтения; усвоению, присвоению информации профессиональных текстов; развитию интеллекта студентов. Основным принципом обучения когнитивно-коммуникативного подхода является осмысленный подход к обучению, который требует от студента в процессе обучения профессионально ориентированному чтению проявления гибкости в выборе стратегий. Стратегия чтения — это целенаправленная и регулируемая последовательность конкретных действий личности, которая приводит к желаемому результату чтения. Во время ориентации студентов на выбор стратегий необходимо учитывать механизмы чтения, которые функционируют во время восприятия, прогнозирования и осмысления. В статье доказано, что формирование стратегической компетенции должно осуществляться на основе изучающего чтения с учетом психолингвистической модели развития чтения. Репертуар стратегий зависит от задач чтения. В процессе изучающего чтения внимание студента направлено на детальное восприятие текста, что позволяет осознать структурные компоненты текста, установить его смысловое содержание, т.е. готовит студента к интуитивному восприятию формы и детальному пониманию содержания. Итак, в основу формирования стратегической компетенции положен когнитивно-коммуникативный подход, где механизмы чтения рассматриваются с учетом интеллектуальных процессов, что происходят в сознании студентов во время понимания и извлечения информации из профессионально ориентированного текста.

Ключевые слова:

когнитивно-коммуникативный подход; стратегическая компетенция; стратегия чтения; профессионально ориентированное чтение; изучающее чтение

Об авторе:

Валерия Евгеньевна Бутева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения

Место работы:

Гуманитарно-педагогический институт Севастопольского государственного университета

Контактная информация:

e-mail: valerija.buteva@yandex.ru