Н. Н. Клеменцова

К становлению понятия общекультурной компетентности: анализ ФГОС ВПО третьего поколения

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена проблеме трактовки общекультурной компетентности федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Общекультурная компе-тентность выпускника рассматривается как один из результатов образовательного процесса и важнейший фактор развития личности обучающегося. Автор обращается к описанию результатов освоения основных образовательных программ разных направлений и уровней профессиональной подготовки с целью выявления их соответствия требованиям подготовки специалиста нового типа, характеризующегося не только высокими профессиональными качествами, но и общей культурой и образованностью. В статье выявляется ряд существенных недочетов, связанных с описанием результатов образовательной деятельности в терминах общекультурной компетентности, свидетельствующих о невысокой степени стандартизации данных результатов, постулируемых ФГОС ВПО-3. Поскольку ФГОС ВО-3+ лишь частично снимают данные недочеты, надежды на их окончательное преодоление возлагаются на образовательные стандарты четвертого поколения. Автор статьи разделяет мнение той части научно-педагогической общественности, которая оптимистически оценивает подвижки в деле реформирования отечественного высшего образования, и полагает, что существование выявленных и выявляемых проблем, сопровождающих внедрение ФГОС в образовательный процесс вузов, в частности касающихся описания результатов образовательной деятельности с привлечением понятия общекультурной компетентности, не ставит под сомнение саму возможность и необходимость такого описания. Данное положение может лишь свидетельствовать о сложности описываемого объекта и указывать на необходимость тщательной доработки используемого образовательными стандартами понятийного аппарата. Незыблемым остается и само понимание того, что современное высшее профессиональное образование так же немыслимо без своей общекультурной составляющей, как и полноценное развитие личности без ее культуры.

Ключевые слова:

общекультурная компетентность; федеральные государственные образовательные стандарты; высшее профессиональное образование; требования к результатам освоения основных образовательных программ

Об авторе:

Надежда Николаевна Клеменцова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Место работы:

Калининградский государственный технический университет

Контактная информация:

e-mail: nadiaklem@list.ru