Н. В. Багаутдинова, Н. В. Матюнина

Опыт реализации программы "Элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" в ОмГПУ

Аннотация научной статьи:

В статье рассматривается актуальная проблема реализации дисциплин по физической культуре и спорту в рамках элективных курсов, включенных в базовую часть программы подготовки бакалавров, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В связи с тем, что освоение дисциплины является обязательным для всех обучающихся вуза, особое внимание в образовательном стандарте уделено организации занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате освоения учебной дисциплины выпускники вуза должны уметь поддерживать уровень физической подготовки, необходимый для полноценной, в том числе профессиональной, жизнедеятельности. Несмотря на существующие теоретические исследования, практическая реализация учебной дисциплины зачастую вызывает затруднения, связанные с вопросами организации занятий, обеспеченностью материальной базы, проведением регулярного медицинского обследования, распределением студентов по группам здоровья. Анализ нормативных документов, научно-методической литературы, медицинской документации и результатов реальной педагогической практики высшей школы позволил представить систему средств, методов и форм физической культуры, основанную на различных методологических подходах. С целью обобщения опыта работы авторами описаны условия и модель повышения уровня здоровья и функционального состояния, а также формирования привычек здорового образа жизни у обучающихся вуза, отнесенных к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; предложены варианты использования средств физической культуры в зависимости от степени функциональных отклонений и характера заболеваний. Вдобавок изложен опыт использования системы оценивания результатов освоения дисциплины, включающей элементы самоконтроля занимающихся, выявлены возможные трудности в процессе реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Содержание изложенного в статье материала указывает на необходимость формирования у обучающихся мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, создания организационных, научно-методических, кадровых условий, способствующих формированию здорового образа жизни и повышению уровня физической подготовленности обучающихся. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям физической культуры, осуществляющим подготовку бакалавров по различным направлениям.

Ключевые слова:

высшее образование; физическая культура в вузе; элективные курсы по физической культуре; инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья

Об авторе:

Наталья Валентиновна Багаутдинова (1), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания; Наталья Васильевна Матюнина (2), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

Место работы:

Омский государственный педагогический университет (1,2)

Контактная информация:

e-mail: nv.вagautdinova@mail.ru (1); e-mail: matyunina@omgpu.ru (2)