О. И. Ваганова, Е. А. Алешугина

Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения

Аннотация научной статьи:

В статье рассмотрена методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения, направленная на уменьшение объема репродуктивного обучения. Представлены описание и результаты реализации совокупности рациональных методов представления, анализа и проектирования содержания обучения: метода экспертной оценки; метода частотного анализа элементарного (минимально достаточного) содержания с обязательным выделением профессионально признанных фундаментально значимых элементов (в данном случае лексических единиц), с целью оптимизации объема запоминаемого содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе. На основе реализации метода экспертной оценки были определены профессионально-значимые лексические умения, направленные на формирование профессиональных компетенций, отраженных в стандарте образования. Используя метод частотного анализа элементного содержания, был проведен сравнительно-сопоставительный анализ лексических единиц глоссариев учебных пособий и списков лексических единиц, составленных преподавателями-экспертами. С целью определения минимального запоминаемого лексического содержания и выделения общей инвариантной части было проанализировано и сопоставлено содержание трех частотных словарей, пяти списков лексических единиц, пересечения множеств инвариантной части частотных словарей и инвариантной части списков лексических единиц, предоставленных профильными кафедрами. В результате частотный анализ языкового материала позволил получить общую инвариантную часть. Эффективность методики анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения была доказана результатами экспериментальной работы, проводимой поэтапно в период с 2012 по 2016 гг. В образовательный процесс был внедрен методический комплекс и комплекс оценочных процедур. Анализ полученных результатов оценки позволяет обосновано включать в требования к выпускнику умение применять в профессиональной деятельности выделенный набор запоминаемых лексических единиц, не обращаясь к справочной литературе.

Ключевые слова:

анализ содержания учебного материала; тестирование; методы отбора содержания обучения

Об авторе:

Ольга Игоревна Ваганова (1), кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами; Елена Анатольевна Алешугина (2), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков I

Место работы:

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (1); Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (2)

Контактная информация:

e-mail: o.i.vaganova@pochta.vgipu.ru (1); e-mail: elenaaleshugina@mail.ru (2).