Г. П. Иванова, О. К. Логвинова

Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода

Аннотация научной статьи:

В статье представлены результаты исследования содержания и особенностей реализации внеучебной деятельности современного вуза в контексте социально-педагогического подхода. Научный интерес к данной теме связан с ролью внеучебной деятельности в процессе формирования профессионально важных качеств личности современного студента, его профессиональной компетентности. Подчеркивается значимость и потенциал данного вида деятельности в профессиональной подготовке студента. Рассматривается сущностно-содержательная характеристика понятия «внеучебная деятельность», ее взаимосвязь с социальной функцией современного вуза. Внеучебная деятельность, осуществляемая в контексте социально-педагогического подхода, предполагает целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. Акцентируется внимание на теоретико-методологических основах социально-педагогического подхода, определяющих иной смысловой характер современного образовательного процесса, необходимого для профессиональной подготовки на уровне высшего образования. Излагается современное понимание сущности социально-педагогического подхода в педагогической науке, включающее: основные понятия, принципы деятельности, приемы, методы построения образовательной деятельности. Выявлена специфика реализации социально-педагогического подхода во внеучебной деятельности вуза. Данный подход предполагает организацию внеучебной деятельности при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение студентов в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей их личности. Особое внимание уделяется анализу воспитательного потенциала вуза, который рассматривается как внутренний ресурс, способный оптимизировать процесс организации внеучебной деятельности и повысить ее эффективность. В статье отражены результаты эмпирического пилотажного исследования, позволяющие выделить наиболее значимые для современных преподавателей виды внеучебной деятельности и мотивацию участия в ней. Показан опыт конкретного университета, основанный на реализации программы дополнительного профессионального образования для тьюторов, сопровождающих внеучебную деятельность в вузе. Раскрыто содержание такого вида социально значимой деятельности, как наставничество. Обосновывается необходимость поиска адекватных форм взаимодействия современного вуза с социальными институтами и обществом в целом; определяются приоритетные направления дальнейшего исследования.

Ключевые слова:

внеучебная деятельность; высшая школа; социально-педагогический подход; потенциал социума; воспитательный потенциал вуза

Об авторе:

Галина Павловна Иванова (1), доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики; Ольга Константиновна Логвинова (2), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Место работы:

Российский университет дружбы народов (1,2)

Контактная информация:

e-mail: ivanova_gp@rudn.university (1); e-mail: logvinova_ok@rudn.university (2)