В. В. Корешков, Л. В. Новикова

Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей

Аннотация научной статьи:

В статье рассмотрены вопросы педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства и дизайна в процессе обучения, воспитания и развития студентов, повышения их профессиональной компетентности, необходимой для дальнейшей работы в школе с учащимися. Показаны актуальность и важность в современных условиях оптимизации образования преподавания студентам, будущим педагогам-художникам, названных дисциплин. В статье представлен обзор разработанных коллективами специалистов и отдельными учеными учебных программ, учебных пособий, учебников, пособий для учителей и учащихся школ с 1 по 11 классы. В работе подчеркивается, что преподавание декоративно-прикладного искусства, основанное на народных традициях, умениях и навыках, передаваемых из поколения в поколение, дает возможность соединить исторически унаследованную культуру и творческое восприятие окружающего мира. Дан анализ проблем, связанных с преподаванием предметов образовательной области «Искусство» и черчения в школе, столь необходимых для всестороннего, гармоничного развития личности. Решению этих проблем во многом может способствовать изучение основ дизайна в современной школе, которое способствует приобщению к миру эстетическому, формирует проектную и художественную культуру, развивает творческий потенциал учащихся. Изучение основ дизайна формирует разносторонне развитую личность, способную заниматься проектной, художественно-конструкторской и графической деятельностью. Интеграционная дизайнерская деятельность возможна в результате подготовки обучаемого на основе универсальных принципов и единства таких предметов, как рисунок, живопись, композиция, черчение и техническая графика, художественное конструирование, лепка, эргономика, история искусств и др. Сегодня, в условиях наступления глобализации, константой социокультурных процессов становится народная художественная культура, основа декоративно-прикладного искусства и дизайн-образование со своими нравственными, эстетическими потенциалами. Следовательно, подготовка студентов и школьников в этом направлении должна соответствовать веяниям времени, т.е. она должна укрепляться, совершенствоваться и развиваться. Такая подготовка способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности, умению творчески мыслить и проектировать свою деятельность.

Ключевые слова:

компетентность; профессиональное образование; декоративно-прикладное искусство; народные художественные промыслы; дизайн-образование; художественное проектирование; эстетическое воспитание

Об авторе:

Валерий Викторович Корешков (1), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративного искусства; Любовь Валерьевна Новикова (2), кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративного искусства

Место работы:

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет», Институт культуры и искусств (1,2)

Контактная информация:

e-mail: novikovalubov@mail.ru (1)