Т. В. Никитина

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в процессе научно-исследовательской работы

Аннотация научной статьи:

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе в процессе самообразования. Цель работы – доказать, что одним из условий эффективности процесса самообразования курсантов является их активное участие в научно-исследовательской деятельности. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. Основываясь на опыте Пермского института ФСИН России, автор описывает формы научно-исследовательской деятельности курсантов, которые используются в учебном процессе и во внеучебное время. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетентность в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», включать коммуникативные блоки профильной направленности в циклы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, в программы практик в процессе реализации основной образовательной программы, а также в рамках занятий научно-исследовательской деятельностью. Это связано с тем, что иных лингвистических дисциплин (кроме русского языка и культуры речи), направленных на формирование данных компетенций, в учебных планах нет. Подробно описан процесс развития коммуникативной компетентности курсантов путем организации их научно-исследовательской работы. Предложены упражнения, развивающие готовность курсантов к коммуникации в научной сфере.

Ключевые слова:

профессиональная коммуникативная компетентность; научно-исследовательская деятельность; ведомственный вуз

Об авторе:

Татьяна Васильевна Никитина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Место работы:

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Контактная информация:

е-mail: tanya.perm@mail.ru