М. П. Прохорова, С. В. Булганина

Восприятие образовательных инноваций абитуриентами

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена исследованию инноваций в профессиональном образовании и оценке влияния внедренных образовательных инноваций на выбор образовательного учреждения абитуриентами. Предмет исследования – восприятие образовательных инноваций абитуриентами педагогического вуза. Целью исследования выступало определение степени влияния знаний абитуриентов об образовательных инновациях, используемых в образовательной организации, на их выбор образовательного учреждения. Задачами исследования являлись определение осведомленности абитуриентов об образовательных инновациях, определение места образовательных инноваций среди критериев выбора вуза абитуриентами, определение готовности абитуриентов к обучению с использованием образовательных инноваций. Исследование было проведено с использованием анкетирования в марте 2016 г. Выборка респондентов составила 142 школьников Нижнего Новгорода в возрасте от 13 до 18 лет. Анкеты обрабатывались статистическими методами, формировались сводные таблицы и проводилась графическая интерпретация результатов. В ходе исследования выявлялись критерии выбора образовательного учреждения, осведомленность школьников о целях, содержании и возможных видах инноваций в профессиональном образовании, мнение абитуриентов о необходимости обновления образовательных программ вуза, отношение школьников к уровневым заданиями и индивидуальным образовательным траектория обучения, заинтересованность абитуриентов в использовании инновационных образовательных технологий, а также инновационные образовательные технологии, которые в наибольшей степени интересны для будущих студентов. По итогам исследования были получены следующие результаты: в целом школьники адекватно понимают сущность и необходимость образовательных инноваций в образовательном процессе (что связано с активным внедрением инноваций и в современной школе); образовательные инновации не рассматриваются абитуриентами как важный критерий выбора образовательной организации для дальнейшего образования; абитуриентам интересны возможности электронного/дистанционного обучения, выбора содержания образования и построения индивидуальных образовательных траекторий, применения активных методов обучения, участия в проектной и научно-исследовательской деятельности. На основании результатов проведенного исследования сформулированы рекомендации по продвижению образовательных инноваций на рынке образовательных услуг. Образовательные инновации целесообразно позиционировать как способы эффективной организации образовательного процесса, которые позволяют повышать качество профессиональной подготовки. В статье представлены конкретные рекомендации по позиционированию образовательных инноваций вузом для продвижения его на рынке образовательных услуг. Материалы исследования могут представлять интерес для исследователей, которые занимаются изучением проблем внедрения инноваций в образовательный процесс вуза, позиционирования и продвижения инновационных образовательных услуг.

Ключевые слова:

инновации; профессиональное образование; восприятие; абитуриент; образовательные технологии; образовательное учреждение

Об авторе:

Мария Петровна Прохорова (1), кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента; Светлана Викторовна Булганина (2), кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Место работы:

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (1,2)

Контактная информация:

e-mail: masha.proh@mail.ru (1); e-mail: sv.bulganina@yandex.ru (2).