Н. Н. Суртаева, Ж. Б. Марголина

Социальное благополучие в современных условиях как научная и учебная проблема

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена актуальной для педагогического образования и педагогической науки проблеме социального благополучия. Обращение к проблеме социального благополучия как маркеру удовлетворенности и успешности жизни современного человека объясняется необходимостью исследования адаптационных механизмов человека в условиях глобальных системных изменений. Происходящие во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества изменения оказывают существенное влияние на изменения представлений человека о вечно существующих категориях, таких как понимание смысла жизни и требования к качеству жизни. Актуальность проблемы обусловлена также обращением внимания политики и гуманитарной науки на развитие человеческого капитала. Именно в рамках данной тенденции образование сегодня рассматривается как ведущий фактор развития личности, обеспечивающий человеку возможность ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации, в условиях трансформации мира профессий, трансформации профессионального образования в мире системных изменений, что деформирует субъектное представление о собственном социальном благополучии. На современном этапе системных изменений в мире и обществе проблемы исследования феномена социального благополучия становятся еще более затруднительными по разным причинам. Сложный этап социально-экономического развития общества, деформация основных жизненных ценностей определили необходимость включения в учебные планы многих высших учебных заведений курса «Современные теории социального благополучия», что обозначило ряд проблем дидактического характера, прежде всего, отсутствие в гуманитарных науках на сегодняшний день однозначного толкования термина «благополучие». В статье рассмотрены различные (отечественные и зарубежные) точки зрения на понятие «благополучие», а также обобщен опыт преподавания данного курса в течение шести лет (2010–2016 гг.) для студентов российских вузов, обучающихся по педагогическому направлению.

Ключевые слова:

благополучие; социальное благополучие; финансовое благополучие; психологическое благополучие

Об авторе:

Надежда Николаевна Суртаева (1), доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией инноватики в педагогическом образовании; профессор кафедры воспитания и социализации; Жанна Борисовна Марголина (2), кандидат педагогических наук, стажер

Место работы:

Институт управления образованием Российской академии образования (1,2); Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (1)

Контактная информация:

e-mail: nsurtaeva@yandex.ru (1); e-mail: krasney@mail.ru (2)