О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева

Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию

Аннотация научной статьи:

Проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения. В статье рассматривается мониторинг показателей здоровья, адаптации и работоспособности в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. В ходе работы были проведены исследования по оценке уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявлена динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов. Данное исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. Цель исследования: определение правильности подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Анализ показателей, выявленных в результате педагогических исследований, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.

Ключевые слова:

мониторинг; адаптация; работоспособность; показатели здоровья; студенты; образовательный процесс; физическое воспитание

Об авторе:

Оксана Анатольевна Мельникова (1), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта; Ирина Николаевна Шевелева (2), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта

Место работы:

Омский государственный технический университет (1,2)

Контактная информация:

e-mail: oksana.melnikova.67@mail.ru (1); e-mail: Irina.sheveleva.21.06@mail.ru (2)