Ценюга И. Н., Ценюга С. Н.

Лига образования» и ее влияние на рост социального самосознания провинциальной интеллигенции (на материалах Енисейской губернии)

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена оформлению в сфере народного просвещения Енисейской губернии начала XX в. отделения общероссийской общественной организации «Лига образования», под которым мы понимаем процесс вызревания предпосылок, накопления фундаментальных знаний, прикладного и организационного опыта реализации этой гражданской инициативы, их становления и развития и последующей трансформации в условиях сибирской провинции, которые повлияли на рост социального самосознания местной либерально-демократической интеллигенции. Актуальность проблемы объясняется возросшим интересом педагогической общественности к истории Лиги в связи со столетием ее создания, а также желанием авторов проанализировать основные направления ее деятельности и сравнить их с целями и задачами современной Лиги образования, воссозданной в 2006 г. Всё вышесказанное определило задачи данной статьи: выявить основные общероссийские и региональные социально-экономические и социокультурные факторы и условия, повлиявшие на становление Лиги образования; раскрыть социально-политический состав руководящих органов; определить направления и характер деятельности с позиции определения возможности использования данного исторического опыта в современных условиях. Использованы принципы историзма, системного подхода, объективности, попытки реконструировать деятельность негосударственных организаций с сфере пропаганды и развитие образования широких масс в провинциальных городах. На основе анализа различных оценок роль Лиги в развитии отечественного образования, приведенных в научной литературе, авторами обосновывается необходимость осмысления исторического наследия с целью изучения феномена проявления активной гражданской инициативы выдающихся ученых, педагогов и представителей политических организаций как центральной России, так и провинций, в частности, Енисейской губернии. Возрождение Лиги образования в первой четверти XXI в. благодаря сотрудничеству с ведущими научными учреждениями, вузами и школами-лидерами нацелено на формирование потенциала для аналитической деятельности, прогнозирование и моделирование личных заказов граждан на образование, комфортной среды оказания образовательных услуг населению, способных повлиять на изменение отношения к образованию.

Ключевые слова:

Лига образования; народное просвещение; гражданские инициативы; провинциальная интеллигенция; Енисейская губерния

Об авторе:

Ирина Николаевна Ценюга (1), кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории; Сергей Николаевич Ценюга (2), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Место работы:

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (1,2)

Контактная информация:

e-mail: irina.tsenyuga@yandex.ru (1); serzen1958@yandex.ru (2)