Болгова А. М.

Ямвлих – схоларх Апамейской школы

Аннотация научной статьи:

В процессе перехода от Античности к Средневековью важнейшую роль сыграла сфера образования, высшая школа. Она стала одним из важнейших звеньев культурного континуитета между эпохами, обеспечив трансляцию знания и классического наследия. Высшая школа Ранней Византии строилась на трех уровнях – грамматика, риторика, философия. Специальные науки, прежде всего медицина и юриспруденция, соответствовали уровню риторики. Христианское богословие считалось выше философии, но было не общим, а внутрицерковным. В целом, высшее образование в Ранней Византии сохранило светский характер в христианизированном обществе. Даже содержание обучения осталось преимущественно традиционным античным (классическим), исключая языческие теургические практики. Школа Ямвлиха в Апамее стала одной из первых философских школ Поздней Античности, где помимо изучения неоплатонизма оформился комплекс теургических практик как религиозно-культового выражения заключительной фазы существования классической философской высшей школы. Сам Ямвлих (ок. 250–320 гг.) – ключевая фигура в трансляции неоплатонизма из Рима в Восточное Средиземноморье – будущую Византию.

Ключевые слова:

Поздняя Античность; Ранняя Византия; школа; Ямвлих; философия; схоларх; преподаватели; студенты

Об авторе:

Анна Михайловна Болгова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Место работы:

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Контактная информация:

e-mail: bolgova@bsu.edu.ru