Абрамова М.А., Фарника Маржанна

Детерминанты трансформации системы образования как социального института

Аннотация научной статьи:

Предметом исследования являются детерминанты трансформации системы образования как социального института. Объектом исследования выступает система образования. Цель работы – выявить детерминанты трансформации системы образования как социального института в разных странах. Проблема реформирования системы образования, обусловленная поиском путей повышения его качества, имеет приблизительно идентичные стратегии решения в разных странах. На примере сопоставления результатов межстранового сравнительного исследования, представленных в докладе советника премьер-министра Великобритании по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы Майкла Барбера и Моны Муршед – доктора философии в области экономического развития, а также статистических данных по образованию в России и Польше показана общность тенденций в поиске путей развития системы образования как социального института. Так, сопоставление наполняемости класса и количества учителей в учебном заведении, учитывая разнообразные традиции в странах, в том числе и отношение к учителю как со стороны руководства, государства, так и со стороны родителей и учеников, не дало однозначного ответа на вопрос о существовании четкой зависимости между количеством учащихся и педагогов и качеством обучения. Обращение к сопоставлению финансирования систем образования показало пагубность введения подушевого финансирования, которое латентно приводит к снятию государством ответственности за сохранение человеческого потенциала на периферии. В результате среди социокультурных детерминант, трансформирующих систему образования и позволяющих повысить качество обучения, авторами выделены: уровень подготовки преподавателей, достойное финансовое обеспечение образования, учитывающее все задачи, в том числе и по сохранению человеческого потенциала на селе, а также повышение уровня взаимного доверия в обществе.

Ключевые слова:

детерминанты трансформации; система образования как социальный институт; сравнительные межстрановые исследования; подготовка педагогов

Об авторе:

Мария Алексеевна Абрамова (1), доктор педагогических наук, доцент, заведующая отделом социальных и правовых исследований; Маржанна Фарника (2), кандидат психологических наук, Институт Педагогики, социологии и науки о здоровье

Место работы:

Института философии и права Сибирского отделения РАН (1); Зелёногурский университет (2), Польша.

Контактная информация:

e-mail: marika24@yandex.ru (1)