Бражник Е.И., Юань Фаньфань

Внешние и внутренние факторы становления и развития научно-образовательной среды современных университетов России и Китая

Аннотация научной статьи:

В статье представлены некоторые результаты исследования особенностей научно-образовательной среды в современных университетах России и Китая. Развитие уровневого университетского образования в России в контексте международного взаимодействия в сфере образования актуализировали проблему изучения перспектив развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах, в частности, в Китае. Эта страна характеризуется особенностями социокультурного развития, и с ней в настоящее время развиваются многосторонние связи Российской Федерации, в том числе в высшем образовании. Для дальнейшего конструктивного построения социального взаимодействия с университетами Китая важно изучение научно-образовательной среды университетов путем раскрытия внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития. Наше исследование становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России относится к области сравнительной педагогики. Задача исследования состоит в анализе факторов и условий развития научно-образовательной среды современных университетов Китайской Народной Республики. В исследовании систематизируется опыт развития научно-образовательной среды университетов на примере университетов Цинхуа, Фудань, Накинского университета. Методологической основой исследования является культурологический подход, который является одним из ведущих в сравнительных педагогических исследованиях. Культурологический подход позволяет всесторонне объяснить процессы, происходящие в обществе зарубежной страны в целом и, в частности, в образовании как культурном феномене. Он проявляется и на технологическом уровне, который выражается в выборе исследователем методов и техник сравнительного исследования. К теоретическим методам в исследовании относятся традиционные методы сравнительной педагогики – сравнительный метод, герменевтический анализ нормативно-правовой базы развития высшего образования, учебных планов, программ, учебных пособий, методических материалов и др. Ожидаемые результаты исследования заключаются в выявлении факторов развития научно-образовательной среды университетского образования в Китае; инновационных технологий развития научно-образовательной среды в университетах Китая в сравнении с университетами России, а также особенностей социально-педагогических условий приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова:

университетское образование в КНР; университетское образование в России; факторы развития; научно-образовательная среда; научно-исследовательская деятельность студентов

Об авторе:

Евгения Ивановна Бражник (1), доктор педагогических наук, заведующая кафедрой воспитания и социализации; Фаньфань Юань (2) (КНР), аспирант кафедры воспитания и социализации института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Место работы:

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (1)

Контактная информация:

e-mail: ev_brajnik@herzen.spb.ru (1); e-mail: yuan.fanfan@yandex.ru (2)