Ибрагимова Л.А., Исупов П.В.

К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского персонала

Аннотация научной статьи:

Современные условия привычно характеризуются как время динамичных перемен. Динамичный окружающий мир становится все более технологичным, информационным, виртуальным и равнодушным. Новый мир диктует новые требования к людям помогающих профессий, и прежде всего – к врачам и учителям. С одной стороны, профессиональную деятельность предлагается рассматривать как услугу (образовательную, медицинскую), с другой стороны, вероятностный, поливариантный и по ситуациям, и по субъектам профессиональной деятельности процесс не подвергается однозначной стандартизации. Разумеется, что субъект труда, оказавшийся в таких условиях, испытывает на себе всю совокупность влияния со-временных тенденций. Вероятно, что именно педагоги и медицинские работники оказались в наиболее трудных условиях. О возможных причинах профессиональных деформаций медицинских работников (врачей и медицинских сестер) писалось неоднократно и в социологии, и в медицине, и в психологии. Вместе с тем, каких-либо программ по сохранению здоровья медицинского персонала не предложено. С другой стороны, обращаясь за очередной «медицинской услугой», все чаще сталкиваешься с равнодушием, формализмом и даже грубостью. В статье доказывается, что данные неприятные явления выступают следствием все того же эмоционального выгорания медицинских работников. Следовательно, подготовка будущих медицинских работников среднего звена к развитию у себя важнейшего личностно-профессионального качества – эмоциональной регуляции – уже на этапе профессионального обучения представляется перспективным направлением сохранения здоровья медицинских кадров. В статье приводятся результаты анализа теоретических работ и диссертационных исследований по заявленной проблеме. Авторами доказывается возможность и перспективность организации педагогической работы по развитию у обучающихся медицинских колледжей эмоциональной регуляции.

Ключевые слова:

профессиональное обучение; эмоциональная регуляция; эмоциональное напряжение; адаптационный потенциал; профессиональный стресс; профессиональные ситуации; медицинский работник

Об авторе:

Лилия Ахматьяновна Ибрагимова (1), профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогического и социального образования; Павел Владимирович Исупов (2), аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования

Место работы:

Нижневартовский государственный университет (1)

Контактная информация:

e-mail: laibra@yandex.ru (1); e-mail: isupovpv75@gmail.com (2)