Кандаурова А.В.

Подготовка педагога к измененим в условиях дополнительного профессионального образования

Аннотация научной статьи:

Современные социальные изменения, происходящие во всем мире и в России, во всех сферах человеческой активности и жизнедеятельности, оказывают нередко дестабилизирующее влияние на человека. В середине прошлого века рядом зарубежных ученых (Э. Тоффлер, А. Щюц, П. Штомпка, др.) было доказано, что на перманентные изменения человек реагирует расходованием своих жизненных ресурсов. Постоянная потребность в адаптации к переменам вызывает эмоциональное напряжение, обусловленное повышенной активностью работы эндокринной системы, дисбалансирующей гомеостаз. В результате человек оказывается в состоянии эмоционального выгорания и стресса. Профессия педагога, стрессогенная по определению, требует значительных психоэмоциональных ресурсов. Не умаляя важности превентивной работы, следует сказать, что в особом внимании нуждаются именно работающие педагоги. Поскольку на их плечи ложится груз проведения в образовательную практику всех изменений и инноваций. При этом сам педагог в современной ситуации чувствует себя «бесконечно усталым». В результате теоретического анализа отечественных и зарубежных источников в статье доказывается актуальность данной проблемы. В качестве эмпирического доказательства было проведено исследование параметров готовности педагогов к переменам и оценка показателей их жизнестойкости, для чего использовались соответствующие методики. В результате доказано, что педагоги недостаточно готовы к переменам, что постоянные изменения дестабилизируют их, вызывают эмоциональное напряжение. Вместе с тем показатели жизнестойкости учителей соответствуют нормативным значениям. Предположительно можно сделать выводы, что состояние «бесконечной усталости» современного учителя обосновано пределом его жизненных ресурсов. Следовательно, задача сохранения здоровья современного педагога является важной задачей системы дополнительного профессионального педагогического образования. В рамках повышения квалификации возможно готовить педагогов к принятию изменений, к развитию совладающего поведения в сложных современных условиях, к повышению их жизненных ресурсов.

Ключевые слова:

изменения; педагог; дополнительное профессиональное образование; подготовка педагога; жизненные ресурсы; жизнестойкость

Об авторе:

Анна Валерьевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Место работы:

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина

Контактная информация:

e-mail:kandaurova@list.ru