Ковалевская Е.В., Колесник Л.И.

Основания интеграции проблемного и личностно-деятельностного подходов в профессиональном образовании

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена выявлению оснований интеграции проблемного и личностно-деятельностного подходов в профессиональном образовании на основе сопоставительного анализа принципов организации этих подходов, представленных в работах М.И. Махмутова и И.А. Зимней. В статье рассматриваются вопросы, посвященные: определению понятия «интеграция подходов в профессиональном образовании»; анализу принципов, на которых основаны проблемный и личностно-деятельностный подходы; выявлению оснований интеграции проблемного и личностно-деятельностного подходов в профессиональном образовании путем корреляции принципов, на которых эти подходы базируются. Проблемный подход – это подход, нацеленый на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности специалиста в процессе совместной творческой деятельности по постановке и решению проблем в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности. Личностно-деятельностный подход – это подход, направленный на развитие личности в деятельности в ходе решения иерархии учебных проблем. Интеграция проблемного и личностно-деятельностного подходов в статье определяется как процесс, результатом которого является объединение этих подходов на основании корреляции принципов, лежащих в их основе. При этом «подход» рассматривается как образовательная стратегия развития личности обучающегося как будущего специалиста на основе базовых принципов вышеуказанных подходов. К базовым авторами статьи относятся принципы: мотивации, целеполагания, осознанности, проблемности, бинарности – субъект-субъектного отношения педагога и обучающегося как будущего специалиста. В статье отмечается, что, с одной стороны, вышеназванные принципы могут явиться основаниями интеграции подходов вследствие их корреляции; с другой стороны, различия в трактовке этих принципов в контексте проблемного и личностно-деятельностного подходов определяют особенности их интеграции в профессиональном образовании. При этом и в проблемном, и в личностно-деятельностном подходах проблемность характеризуется как общее понятие наряду с такими понятиями как проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.

Ключевые слова:

подход; проблемный подход; личностно-деятельностный подход; интеграция подходов; основания интеграции подходов в профессиональном образовании

Об авторе:

Елена Витальевна Ковалевская (1), доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков; Людмила Ивановна Колесник (2), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Место работы:

Нижневартовский государственный университет (1,2)

Контактная информация:

e-mail: ludm_kolesn@rambler.ru (1)