Абрамова М.А., Либерска Х.

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи:

Предметом исследования является принцип культуросообразности. Объектом исследования выступает образование в целом и профессиональная подготовка педагогов в частности. Цель работы – выявление многоплановости понимания и использования принципа культуросообразности в современной системе образования. Анализ интерпретации принципа культуросообразности представлен на основе функционального, социокультурного и системного подходов. С позиции функционального подхода принцип культуросообразности рассмотрен как средство устранения коммуникативных барьеров и когнитивных проблем. Применение социокультурного подхода позволило подчеркнуть ценность принципа культуросообразности в учете особенностей культуры, социума, индивидуальных характеристик при создании условий для гармонизации взаимодействия и выполнить типологизацию целеполаганий использования принципа педагогом в построении современного процесса обучения. Системный подход акцентирует внимание на представлении образования как социального института, участвующего в трансформационных процессах. Ретроспективный анализ позволил привести пример трансформации целей обучения, повлиявшей на смену парадигм в образовании, что привело к изменению ценностных установок учителей. Изменения про-демонстрированы на примере результатов европейского исследования ценностей, выполненного под руко-водством Ш. Шварца. Социокультурный и системный подходы позволили показать потенциал применения принципа культуросообразного построения обучения для нивелирования негативных влияний институцио-нальных изменений в обществе в целом и системе образования в частности. Анализ интерпретации принципа культуросообразности на основе функционального, социокультурного и системного подходов позволил выявить отличия в интерпретации самого понятия, дифференцировать цели применения его как дидактического принципа, а также расширить границы понимания и применения

Ключевые слова:

принцип культуросообразности; социальная коммуникация; ценности; когнитивные процессы; интериоризация; социокультурный подход в образовании; подготовка учителей

Об авторе:

Мария Алексеевна Абрамова (1), доктор педагогических наук, доцент, заведующая отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН; Ханна Либерска (2), доктор психологических наук, профессор, директор отдела социальной психологии и исследований молодежи факультета педагогики и психологии университета г. Быдгощ им. Казимира Великого

Место работы:

Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (1); Университет г. Быдгощ им. Казимира Великого (2)

Контактная информация:

e-mail: marika24@yandex.ru (1); e-mail: liberska@ukw.edu.pl