Волкова И.А., Петрова В.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи:

В ближайшие семь лет экономике России предстоит перейти на цифровые технологии и цифровой продукт. Целью статьи было создание общих рекомендаций для разработки и внедрения компетенций в цифровую грамотность. Предметом исследования в статье являются необходимые цифровые компетенции и их ранжирование. Чтобы облегчить людям адаптацию в цифровой экономике, авторами статьи было проведено анкетирование руководителей ведущих предприятий города Нижневартовска с целью прогнозирования групп цифровых компетенций, которые нужно учитывать в процессе профессионального обучения. Кроме того, в ходе исследования были выявлены некоторые особенности, которыми должен обладать человек. К ним отнесли культуру потребления информации и умение сделать выбор. Современное российское пространство высшего образования устанавливает новую образовательную парадигму, ориентированную на студентов и обучение в течение всей жизни. Это включает в себя фундаментальные изменения в профессиональных задачах, решаемых профессиональным образованием. Поэтому обучение должно адаптироваться в соответствии с требованиями нового контекста. В статье приводятся размышления о построении профиля цифровых компетенций для направлений подготовки высшего образования, более адекватного текущему контексту и новому сценарию, включающего такие, которые являются сквозной осью для остальных профессиональных компетенций, становящихся актуальными в образовательном контексте. Наши исследования и анализ выявили области для дальнейшего развития цифровых компетенций, а так-же три основных принципа, которые имеют решающее значение для успешного проектирования и разработ-ки новых программ в профессиональном образовании. Массовое образование по единой программе в циф-ровой экономике перестает быть актуальным. Теперь таксономия определяет навыки, необходимые для включения в цифровую экономику через ши-рокий спектр отраслей и профессий. Эта статья дает новое понимание роли компетенций при переходе от образования к рынку труда. Чтобы понять профиль спроса на новые навыки сейчас и то, как он может изме-ниться в течение последующих 5–10 лет, мы привлекали работодателей для выявления тех компетенций, которые они считают востребованными

Ключевые слова:

цифровая экономика; цифровые компетенции, профессиональное образование

Об авторе:

Инна Анатольевна Волкова (1), доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и менеджмента; Вера Станиславовна Петрова (2), кандидат культурологии, доцент кафедры коммерции и менеджмента

Место работы:

Нижневартовский государственный университет (1,2)

Контактная информация:

e-mail: via.uprav@gmail.com (1); e-mail: glowandice@inbox.ru (2)