Линкер Г.Р., Юсупова Ю.М.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи:

В настоящей статье представлено описание экспериментального исследования по формированию и развитию профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования в условиях школы. В исследовании приняли участие педагоги общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные образовательные программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Законодательно установлено получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений государственной политики. Реализация принципов инк-люзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС требует от педагогов непрерывного процесса по развитию профессиональных компетенций и формированию личностно-профессиональных ориентаций педагогов в области инклюзивного образования. Профессиональная компетенция педагога в области инклюзивного образования – это совокупность сформированных компетенций, обуславливающих способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и саморазвития. В ходе исследования отобраны мероприятия по реализации программы формирования и развития профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования в условиях школы. Решение этих задач предполагало формирование у педагогов компонентов профессиональной компетенции: мотивационной, ценностной, операционной и рефлексивной, а также способности к осуществлению нового вида педагогической деятельности – к реализации инклюзивного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе

Ключевые слова:

инклюзия; инклюзивное образование; профессиональные компетенции; готовность к педагогической деятельности; профессиональная готовность; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; повышение квалификации педагогов

Об авторе:

Гульнара Ринатовна Линкер (1), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования; Юлия Мухаматовна Юсупова (2), аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования

Место работы:

Нижневартовский государственный университет (1)

Контактная информация:

e-mail: linkergr@yandex.ru (1)