Циулина М.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи:

Актуальность проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки педагога в вузе обусловлена социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. Посредством понятийно-терминологического анализа были определены основные понятия рассматри-ваемой проблемы: сопровождение, педагогическое сопровождение, рефлексия, ценности, ценностная реф-лексия. На основе анализа позиций ученых в отношении понимания процесса педагогического сопровожде-ния выделены основные его характеристики. Представлено авторское определение понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессио-нально-творческой подготовки студентов педагогических вузов». В результате контент-анализа выделены основные структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов, которые представляют собой систему, отражающую сущность и динамику исследуе-мого процесса: ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный. Функциональный анализ сущности исследуемого явления позволил выделить основные функциональные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативно-регулятивный, рефлексивно-оценочный, компонент саморазвития, а также стратегии и коммуникативные умения реализации данных функций

Ключевые слова:

сопровождение; педагогическое сопровождение; рефлексия; ценности; ценностная рефлексия; рефлексивно-ценностное сопровождение; рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза

Об авторе:

Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Место работы:

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Контактная информация:

e-mail: ciulinamv@cspu.ru