Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина

ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация:

Актуальность проблемы партисипативной подготовки студентов педагогических вузов обусловлена социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. На основании понятийно-терминологического анализа был создан терминологический ряд базовых понятий исследуемой проблемы: партисипация, партисипативность, педагогическая партисипативность, партисипативная подготовка студентов педагогических вузов. На осно-вании анализа авторских позиций понимания процесса партисипативной подготовки студентов педагогиче-ских вузов выделены основные его характеристики. В статье представлено авторское определение понятия «партисипативная подготовка студентов педагогических вузов», под которым понимается система подго-товки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипатив-ной компетентности, отражающей новые субъект-субъектные отношения учителя и ученика, характеризу-ющиеся равноправием, сотрудничеством, соуправлением, общими интересами, взглядами и ценностями, творчеством и педагогической эмпатией. В результате теоретического осмысления исследуемой проблемы созданы процессная и компетентностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов, отражающие сущность и динамику исследуемого процесса. Процессная модель состоит из мотиваци-онно-ценностного, содержательно-деятельностного и рефлексивно-корректирующего этапов. Мотивацион-но-ценностный компонент обусловливает деятельность, обеспечивающую принятие педагогических и об-щечеловеческих ценностей, определяющих внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельно-сти будущего педагога. Содержательно-деятельностный компонент отражает особенности процесса форми-рования партисипативной компетентности. Способность к критическому самоанализу и осознанию своей деятельности на основе рефлексии характеризует рефлексивно-корректирующий компонент. Компетент-ностная модель представляет процесс формирования партисипативной компетентности со стороны форми-рования партсипативных компетенций: базовых и специальных. Базовые компетенции показывают в самом общем виде партисипативную деятельность будущих учителей, специальные компетенции отражают ее специфические характеристики. Методологический анализ сущности исследуемого явления позволил выделить методологические основы – системно-деятельностный, партисипативный и компетентностный подходы.

Ключевые слова:

партисипация; партисипативность; педагогическая партисипативность; партисипативная подготовка студентов педагогических вузов

Автор(ы):

Наталья Сергеевна Шкитина1, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; Наталья Степановна Касаткина2, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Цитирование: