Н.В. Курилович, Е.А. Чернова

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация:

В статье рассмотрена «компетентность», «исследовательская компетентность» как фактор готовности социальных педагогов в работе с детьми с ОВЗ. Исследовательская компетентность в работе с такими детьми является необходимым компонентом для последующего проявления профессиональной готовности и достижения мастерства, выработки своего собственного стиля работы, которыми должен обладать будущий педагог. Исследовательская компетентность рассматривается как интегральное понятие, с устойчивым личностным образованием индивида и заложенными знаниями, умениями и личностными каче-ствами, мотивами, ценностями, определяющими компетентность будущих специалистов. Проблема иссле-довательской компетентности является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Ее необходимо рассматривать как целостное проявление внут-ренней активности будущего социального педагога, его теоретическую и практическую готовность к иссле-довательской деятельности, а содержание профессиональной деятельности направлена на самостоятельное познание, решение проблемы. Выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование ис-следовательской компетентности с позиции макро-, мезо- и микроуровней. Компонентами исследователь-ской компетентности, на наш взгляд, являются аксиологический, когнитивный, технологически-проектный. Каждому компоненту соответствуют высокий, средний и низкий уровни. Применительно к образовательно-му процессу вуза исследовательская компетентность побуждает к стимулированию интереса студентов к работе с детьми с ОВЗ, к поиску самостоятельных решений, формированию профессиональных компетен-ций и мотивационной готовности, направляя к более глубокому изучению и осмыслению будущей профес-сиональной деятельности.

Ключевые слова:

дети с ограниченными возможностями здоровья; компетентность; исследовательская компетентность; факторы; уровни; компоненты исследовательской компетентности

Автор(ы):

Надежда Васильевна Курилович1, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы; Елена Александровна Чернова2, педагог дополнительного образования, аспирант кафедры социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина

Цитирование: