И.В. Патрушева, В.Ю. Волина

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена исследованию проблемы развития академической мобильности студентов с инвалидностью в условиях высшего образования. Авторами представлено описание теоретических подхо-дов к определению понятия и сущности академической мобильности с точки зрения организации перемеще-ния студентов и преподавателей в другие вузы для реализации целей образования и в контексте личностной характеристики, позволяющей обучаться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. На осно-вании анализа веб-контента официальных сайтов ведущих российских и зарубежных университетов изуче-ны организационно-педагогические условия развития академической мобильности: информационная, кад-ровая, нормативно-правовая, организационная обеспеченность, психолого-педагогическое сопровождение. Авторы пришли к выводу о необходимости теоретического обоснования модели академической мобильно-сти студентов с инвалидностью в вузе, построенной на основе принципов доступности и универсального дизайна. Система профессионального образования должна предоставлять возможность включения всех студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями, в разные формы академической мобильности. В процессе получения высшего образования важно создавать условия для развития готовности студентов к изменениям, флексибильности, реализации личностной и профессиональной активности.

Ключевые слова:

высшее образование; инклюзивное образование; мобильность; академическая мобильность; студенты с инвалидностью; студенты с особыми образовательными потребностями; доступность; универсальный дизайн.

Автор(ы):

Патрушева Инга Валерьевна1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики; Волина Виктория Юрьевна2, студент магистратуры направления «Педагогическое образование».

Цитирование: