И.Ф. Мингазов, Т.А. Яркова, Н.Г. Милованова

МОДЕЛИ И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи:

Объектом исследования является семейное образование. Предмет составляют отечественные и зарубежные модели семейного образования. Цель исследования – выявление особенностей моделей семейного образования как одной из форм гуманистического, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей организации семейного образования в отечественной и зарубежной практике. Актуальность исследования обусловлена введением новых форм получения образования с учетом мировых тенденций. Дано норматив-ное обоснование введения семейного образования в Российской Федерации, выявлены принципы его орга-низации, определены категории обучающихся, проходящих обучение по семейной форме образования. Про-веден анализ использования различных зарубежных и отечественных моделей организации процесса семейного образования и выявлены распространенные модели семейного образования. Рассмотрены возможности дополнительного профессионального образования для повышения компетенций родителей в организации семейного образования, обозначены возможные формы формального и неформального дополнительного профессионального образования. Представлен авторский опыт создания семейной школы в сельском поселении Тюменского региона. Проведен обзор международных и всероссийских конференций по проблемам организации семейного воспитания. Обозначены проблемы в организации семейного образования: пробелы в законодательной базе семейного образования, отсутствие отлаженной системы государственной и социальной поддержки семейного образования, недостаточное количество русскоязычной методической литературы по семейному образованию, отсутствие организованной системы коммуникации между семейными школами, недостаточная обеспеченность методической и информационной поддержки образовательного процесса в форме семейного образования, недостаточное использование ресурсов дополнительного профессионального образования для подготовки родителей к реализации форм семейного образования.

Ключевые слова:

семейное образование; модели семейного образования; проблемы и перспективы семейного образования; дополнительное профессиональное образование

Об авторе:

Ильгиз Фиданович Мингазов1, иерей Ишимской епархии; Наталья Геннадьевна Милованова2, доктор педагогических наук, профессор, проректор ТОГИРРО; Татьяна Анатольевна Яркова3, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ.

Место работы:

Ишимская епархия1; Тюменский областной государственный институт развития регионального образования2; Тюменский государственный университет3

Контактная информация:

1627720, Россия, с. Карасуль, Ишимский р-н, Тюменская обл., ул. Гагарина, д. 2; тел.: 8(922)485-73-57, e-mail: ilya.mingazov.81@mail.ru; 2625000, Россия, г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 73, тел.: 8(3452)39-02-27, e-mail: natamil2004@mail.ru; 3626150, Россия, г. Тобольск, Тюменская обл., ул. Знаменского, д. 58, тел.: 8(912)922-83-86, e-mail: t.a.yarkova@utmn.ru