С.В. Мишина

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация научной статьи:

Предмет исследования – профессиональная подготовка будущих бакалавров экономики. Объект исследования – содержание и структура профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Цель работы: изучить содержание и структуру профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики с точки зрения требований современного рынка труда и возможностей профессио-нальной подготовки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей профессиональной подготовки будущего экономиста, отвечающего быстроменяющимся требованиям к со-временному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. В статье уточня-ется понятие профессионально значимых качеств будущего экономиста. На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов экспертного опроса, интервьюирования потенциальных работодателей обосновывается структура профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики: качества-отношения – нормативные (ситуативная профессиональная мотивация, знание профессиональных этических принципов; устойчивая гражданская позиция) и сверхнормативные (доминантная профессиональная мотивация, профессиональные ценности, устойчивая гражданская идентичность и поведение); индивидуально-личностные качества и способности – нормативные (эмоциональная уравновешенность, дисциплинированность, объективность и честность) и сверхнормативные (гибкость мышления, профессиональная мобильность, способность к самообразованию, саморазвитию); специальные качества и способности – нормативные (аналитические, синтетические и прогностические способности) и сверхнормативные (критическое, проектное и бережливое мышление); социально-личностные качества и способности – нормативные (коммуникабельность, умения разрешать конфликты) и сверхнормативные (клиентоориентированность, командообразование). Также в работе представлены результаты констатирующего эксперимента, позволившего установить дефицитарное состояние сверхнормативных профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики.

Ключевые слова:

высшее образование; бакалавры экономики; профессионально значимые качества; конкурентоспособность

Об авторе:

Светлана Викторовна Мишина, соискатель кафедры педагогики и образовательных технологий, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

Место работы:

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Контактная информация:

399770, Россия, Липецкая обл., г. Елец, ул. Комсомольская, д. 58, кв. 17; тел.: 8(960)140-02-29; e-mail: dmkornienko@mail.ru.