Логвинова О. К., Виттенбек В. К., Иванова Г. П.

Педагогическая подготовка будущего преподавателя вуза: детерминанты эффективной реализации

Аннотация:

Статья посвящена комплексному анализу детерминант эффективной педагогической подготовки будущих преподавателей современного вуза. Научный интерес к проблеме обусловлен значительными изменениями в сфере высшего образования, вызванными процессами интернационализации, массовизации и цифровизации высшей школы. Трансформация образовательной среды актуализирует задачу подготовки преподавателей к педагогической деятельности в новых условиях. В процессе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, в частности, сравнительный анализ современных подходов к решению проблемы, обобщение педагогического опыта, методы фокус-группы и фокусированного интервью. Эмпирическое исследование, выполненное в рамках качественного подхода, было направлено на выявление ожиданий студентов, связанных с процессом преподавания в современном вузе, их представлений об идеальном преподавателе. Полученные в ходе исследования результаты позволили обосновать ключевые детерминанты эффективной педагогической подготовки будущего преподавателя, а именно своевременное обновление ее содержания и методов, адекватные современным условиям формы обучения, анализ и учет представлений и ожиданий студентов при разработке программ, предусматривающих педагогическую подготовку будущих преподавателей вуза. Результаты исследования представляют научный и педагогический интерес для специалистов сферы высшего образования и могут быть использованы в курсах «Педагогика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы», «Методика преподавания в высшей школе».

Ключевые слова:

преподаватель вуза; педагогическая подготовка; педагогика высшей школы; имидж преподавателя вуза; интерактивные методы обучения

Автор(ы):

Логвинова Ольга Константиновна, ORCID 0000-0002-2678-4822, канд. пед. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, olga-gg@yandex.ru; Виттенбек Виктор Константинович, ORCID 0000-0003-1467-8886, канд. пед. наук, Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия; Иванова Галина Павловна, ORCID 0000-0001-6429-1335, д-р пед. наук, Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия

Цитирование:

Logvinova O. K., Vittenbek V. K., Ivanova G. P. Pedagogical education for future university teachers: determinants of effective implementation // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. С. 60–66. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/09

 

Logvinova, O. K., Vittenbek, V. K., & Ivanova, G. P. (2020). Pedagogical education for future university teachers: determinants of effective implementation. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (3). 60–66. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/09