Савченков А. В.

Влияние ценностных ориентаций будущих педагогов на процесс становления их профессиональной гибкости

Аннотация:

В статье аргументируется необходимость формирования профессиональной гибкости будущих педагогов, а также ценностного отношения к педагогической деятельности, которое лежит в ее основе. В последние годы педагогическая деятельность связана с экстремальными и стрессогенными ситуациями, с постоянно изменяющимися условиями образовательной деятельности и общими условиями неопределенности, что предъявляет требования к профессиональной гибкости будущих педагогов. От педагога, с одной стороны, требуется устойчивость его личностных качеств, с другой – гибкость, поэтому в работе рассматривается профессиональная устойчивость как фундаментальная основа. Под профессиональной гибкостью будущих педагогов понимается совокупность эмоциональной, профессиональной и поведенческой гибкости, которые обеспечивают ценностное отношение к педагогической деятельности, регуляцию и стабильность профессионального поведения, готовность быстро реагировать на меняющиеся условия и вызовы профессиональной среды посредством нахождения оригинальных способов решения профессиональных задач. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов-первокурсников проводилось на протяжении 4 лет, в исследовании приняли участие 213 студентов первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В результате исследования было установлено, что студенты ориентированы на ценности, приоритетные для педагогической деятельности, и это дает основание успешности формирования ценностных ориентаций к педагогической деятельности. Сложившиеся в ходе обучения в вузе и специально организованной работы ценностные ориентации будущих педагогов постепенно трансформируются в ценностное отношение к педагогической деятельности, которое в свою очередь лежит в основе процесса становления профессиональной гибкости.

Ключевые слова:

профессиональная гибкость; профессиональная устойчивость; будущий педагог; ценностные ориентации

Автор(ы):

Савченков Алексей Викторович, ORCID 0000-0002-7268-1533, канд. пед. наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, alex2107@mail.ru

Цитирование:

Савченков А. В. Влияние ценностных ориентаций будущих педагогов на процесс становления их профессиональной гибкости // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. С. 79–85. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/12

 

Savchenkov, A. V. (2020). Influence of values-based orientations of education students on evolvement of their professional flexibility. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (3). 79–85. (In Russian). https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/12