Шкитина Н. С., Касаткина Н. С.

Модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников

Аннотация:

Актуальность проблемы подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников обусловлена последними социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. На основании понятийно-терминологического анализа был создан терминологический ряд базовых понятий исследуемой проблемы: гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание школьников, подготовка студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников. На основании анализа авторских позиций понимания процесса подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников выделены основные его характеристики. В статье представлено авторское определение понятия «подготовка студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников», понимаемого как система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование компетентности, отражающей сформированность у студентов соответствующих компетенций. В результате теоретического осмысления исследуемой проблемы создана процессная модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников, отражающая сущность и динамику исследуемого процесса. Процессная модель состоит из мотивационно-ценностного, содержательно-деятельностного и рефлексивно-коррекционного этапов. Мотивационно-ценностный компонент обусловливает деятельность, обеспечиваю-щую принятие педагогических и общечеловеческих ценностей, определяющих внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности будущего педагога. Содержательно-деятельностный компонент отражает особенности процесса подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников. Способность к критическому самоанализу и осознанию своей деятельности на основе рефлексии характеризует рефлексивно-корректирующий компонент. Методологический анализ сущности исследуемого явления позволил выделить методологические основы – системный, деятельностный и аксиологический подходы.

Ключевые слова:

гражданственность; патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание школьников; подготовка студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников

Автор(ы):

Шкитина Наталья Сергеевна, ORCID: 0000-0003-4778-5717, канд. пед. наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, shkitinans@cspu.ru; Касаткина Наталья Степановна, ORCID:0000-0003-4619-0463, канд. пед. наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, kasatkinans@cspu.ru

Цитирование:

Шкитина Н. С., Касаткина Н. С. Модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. С. 115–123. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/16

 

Shkitina, N. S., & Kasatkina, N. S. (2020). Training education students in civic and patriotic education for secondary school students: a model. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (3). 115–123. (In Russian). https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/16