Аннотация
Увеличение числа пассажирских и грузовых перевозок авиатранспортом приводит к росту интенсивности полётов воздушных судов (ВС) гражданской авиации. Несмотря на использование авиакомпаниями малошумных моделей ВС, авиационный шум вызывает жалобы проживающих на территориях, прилегающих к аэропортам. Ситуация обостряется при приближении жилой застройки к аэродромным территориям. Проведённый анализ нормативно-методических документов, действующих в Российской Федерации, в части, касающейся измерений и оценки шума на территории жилой застройки, в том числе «авиационного шума», свидетельствует о недостаточности и нечёткости их требований. Основными недостатками являются отсутствие чёткого определения, какое звуковое событие считается «авиационным шумом», и отсутствие требований к продолжительности опорного временного интервала (reference time interval) измерения шума. Рассмотренный зарубежный опыт измерений и оценки авиационного шума, а также эффекты действия авиационного шума на население позволили определить необходимые и достаточные параметры для контроля шума на территориях жилой застройки, в том числе «авиационного шума». Предложены определение «авиационного шума» и необходимые параметры для его оценки. Обоснована продолжительность опорного временного интервала, за который определяют величины нормируемых параметров. Предложены методика определения нормируемых параметров шума на территории жилой застройки по хронограммам уровней звука А, зарегистрированным цифровым шумомером, способ их обработки и техническая реализация такого метода. Использование предлагаемого определения «авиационного шума» и установления 15-минутного опорного временного интервала для измерения нормируемых параметров в нормативно-методических документах будет способствовать исключению неоднозначности при измерениях и оценки шума на территории жилой застройки.