Введение. В современной школе широко используются цифровые образовательные материалы, реализуемые через электронные средства обучения. Однако педагоги в процессе обучения не руководствуются соответствующими рекомендациями гигиенистов.
Цель исследования — обоснование гигиенически значимых параметров цифрового образовательного контента, предъявляемого на устройствах, оборудованных экраном.
Материалы и методы. Выполнены гигиеническое наблюдательное, экспертно-аналитическое и физиолого-гигиеническое исследования по оценке 460 электронных образовательных материалов.
Результаты. Установлен ряд показателей, характеризующих удобочитаемость учебных материалов цифровой школы, четыре из которых регламентируются действующим санитарным законодательством, а остальные имеют рекомендательный характер. Оценка текстового материала позволила установить его несоответствие регламентируемым и рекомендуемым гигиеническим требованиям по всем показателям. Экспертная оценка показала, что гигиенически нерационально оформленный учебный материал, предъявляемый на экранах, вызывает дискомфорт зрительного анализатора после работы с ним. Работа с таким материалом способствует зрительному утомлению, в то же время использование гигиенически рационально оформленных материалов характеризуется положительными тенденциями состояния зрительного анализатора.
Заключение. Гигиенически нерационально оформленный учебный материал, предъявляемый на экранах, вызывает дискомфорт зрительного анализатора, способствует зрительному утомлению. Гигиеническая оценка и экспертиза используемых и разрабатываемых цифровых образовательных контентов должна проводиться по показателям текстового, цветового, иллюстративного оформления и дизайна электронного образовательного материала.
Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;
Янушанец О.И. — концепция и дизайн исследования, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Петрова Н.А. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 15.08.2021 / Принята к печати: 28.09.2021 / Опубликована: 31.10.2021