Введение. Существенный рост учебной нагрузки в образовательных организациях инновационного типа создаёт предпосылки для развития функционального напряжения центральной нервной системы, быстрого утомления и снижения умственной работоспособности учащихся.
Цель исследования — научно обосновать неинвазивный немедикаментозный способ повышения умственной работоспособности подростков старшего школьного возраста.
Материалы и методы. Способ заключался в реализации четырёх этапов: на первом этапе проведена предварительная компьютерная оценка уровня умственной работоспособности 100 учащихся многопрофильного лицея методом вариационной хронорефлексометрии; на втором этапе учащиеся были обучены навыкам функционального биоуправления с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания на аппаратно-программном комплексе «Микарт-М»; на третьем этапе каждому учащемуся в зависимости от степени освоения методики были даны рекомендации о режиме и кратности выполнения тренингов. Были сформированы 2 группы учащихся: первая группа — обследуемые, которые самостоятельно и регулярно в течение 2 нед выполняли тренинги (n = 48), вторую группу составили подростки, не выполнявшие тренинги (n = 52). На четвёртом этапе у учащихся обеих групп проведена оценка эффективности разработанного способа путём сравнительного анализа данных до и после тренингов функционального биоуправления.
Результаты. Установлено, что среди учащихся 1-й группы, регулярно использовавших диафрагмально-релаксационное дыхание в течение 2 нед, число обследуемых с оптимальной работоспособностью увеличилось вдвое, а доля учащихся с существенно сниженной умственной работоспособностью снизилась в 16,7 раза, что свидетельствовало о высокой эффективности разработанного способа повышения умственной работоспособности; в свою очередь среди подростков 2-й группы, нерегулярно выполнявших тренинги, выявлена противоположная тенденция снижения в 15,5 раза числа обследуемых с нормальной умственной работоспособностью.
Ограничения. Полученные результаты требуют верификации на других выборках с расширением возраста учащихся и типов общеобразовательных учреждений; дополнения данных об уровне умственной работоспособности лицеистов результатами академической успеваемости, которая также характеризует уровень умственной работоспособности; удлинения срока наблюдения за фиксируемыми показателями после проведения тренингов для уточнения сроков изменения показателей, влияющих на работоспособность и характеризующих её.
Заключение. Разработанный способ является эффективным инструментом повышения умственной работоспособности подростков старшего школьного возраста, что позволяет рекомендовать его для внедрения и массового использования медицинскими работниками и педагогами общеобразовательных учреждений.
Участие авторов:
Булычева Е.В. — концепция и дизайн исследования, редактирование, написание текста, сбор и обработка материала;
Жданова О.М. — написание текста, сбор и обработка материала, статистическая обработка.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 21.06.2021 / Принята к печати: 25.11.2021 / Опубликована: 10.03.2022