Аннотация
Введение. Пандемия COVID-19 сопряжена с нарастанием тревоги и распространением разнообразных конспирологических суждений. Высказана гипотеза о том, что повышенный уровень тревоги выступает субстратом конспирологии по механизму смысловой регуляции негативных ожиданий.
Цель исследования: изучение особенностей конспирологических тенденций в период пандемии COVID-19 в Москве.
Методы. Обследовано 320 человек, выбранных сплошным случайным образом из общей популяции жителей Москвы, опрошены на предмет согласия или несогласия с 8 утверждениями, касающимися конспирологической трактовки событий, в сопоставлении с уровнем тревоги/депрессии (с применением шкалы HADS).
Результаты. Выделены три тенденции (COVID-конспирология, COVID-скептицизм, COVID-обскурантизм). Согласиться с той или иной конспирологической идеей оказались готовы 45,7% опрошенных. Обнаружено, что уровень тревоги у всех приверженцев конспирологии выше, чем в остальной части выборки. Выявлены различия в социодемографических характеристиках приверженцев разных конспирологических тенденций. Среди COVID-скептиков достоверно меньше учащихся и пенсионеров, а среди COVID-конспирологов ниже уровень полученного образования при нестабильном трудовом и семейном статусе, а COVID-обскурантизм свойственен в большей степени женщинам с высшим образованием.
Обсуждение. Конспирологические тенденции являются универсальными для всех социальных групп на фоне повышенной тревожности населения Москвы в связи с пандемией COVID-19. Предполагается, что механизмом развития конспирологических тенденций может быть процесс рационализации повышенного уровня тревожности как защитной реакции во время кризиса.
Заключение. Полученные результаты могут быть полезны при разработке психопрофилактических мероприятий в периоды глобальных кризисов.