Текущий статус обучения педагогических работников оказанию первой помощи при остановке сердца
- Авторы: Биркун А.А.1,2, Фролова Л.П.2
-
Учреждения:
- Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
- ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»
- Выпуск: Том 66, № 4 (2022)
- Страницы: 320-328
- Раздел: ПРОФИЛАКТИКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/0044-197X/article/view/638005
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-4-320-328
- ID: 638005
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Для снижения летальности при внегоспитальной остановке сердца требуется максимальное вовлечение населения в процесс оказания первой помощи (ПП). Педагогические работники составляют обширную группу потенциальных участников оказания ПП, однако сведения об охвате педагогов обучением оказанию помощи при остановке сердца и действенности такого обучения ограничены.
Цель исследования — изучить на уровне субъекта Российской Федерации охват педагогических работников учреждений общего образования обучением оказанию ПП при остановке сердца, оценить уровень знаний и готовность к обучению.
Материал и методы. В феврале‒марте 2021 г. при содействии Минобразования Крыма выполнен анонимный онлайн-опрос педагогических работников организаций общего образования Республики Крым.
Результаты. Окончательную выборку составил 5921 респондент (35,7% общего контингента педагогов организаций общего образования республики); 90,8% опрошенных — женщины, 68,4% — лица младше 50 лет, 67,7% — работают в сельской местности. Стаж педагогической деятельности (медиана) — 14 лет. В прошлом обучались тому, как проводить базовую сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР), 63,6% респондентов. Из них для 54,8% давность обучения СЛР превысила 1 год. Никогда не обучались проведению СЛР 36,4% опрошенных. Уровень соответствующих знаний низкий. Выбор правильных ответов на вопросы и более высокая оценка респондентами собственных знаний связаны с опытом обучения СЛР и меньшей давностью обучения (p < 0,001). Обучение СЛР желают пройти 53,7% респондентов.
Ограничения исследования. Методика проведения опроса исключала возможность рандомизированного отбора участников, что ограничивает репрезентативность сформированной выборки.
Выводы. Существующая система обучения ПП не обеспечивает полноценный охват педагогических работников регулярным обучением оказанию помощи при остановке сердца. Для повышения готовности педагогов к оказанию помощи требуются согласованные организационные преобразования, направленные на усовершенствование правового обеспечения в сфере обучения ПП, увеличение доступности обучения и установление процедур контроля эффективности подготовки.
Соблюдение этических стандартов. Учитывая анонимный характер опроса, исследование не требовало получения информированного согласия участников. Исследование одобрено Комитетом по этике при ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» (заключение № 2 от 18.02.2021).
Участие авторов:
Биркун А.А. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание, редактирование текста;
Фролова Л.П. — концепция и дизайн исследования, написание, редактирование текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Благодарность. Авторы выражают благодарность педагогическим работникам, принявшим участие в опросе, а также специалистам Министерства образования Республики Крым, оказавшим содействие в организации и проведении опроса.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 15.05.2021
Принята в печать 10.08.2021
Опубликована 30.08.202
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Алексеевич Биркун
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»; ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»
Автор, ответственный за переписку.
Email: birkunalexei@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2789-9760
Канд. мед. наук, доцент кафедры общей хирургии, анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 295051, Симферополь.
e-mail: birkunalexei@gmail.com
РоссияЛ. П. Фролова
ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-3052-2558
Россия
Список литературы
- Myat A., Song K.J., Rea T. Out-of-hospital cardiac arrest: current concepts. Lancet. 2018; 391(10124): 970-9. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)30472-0
- Yan S., Gan Y., Jiang N., Wang R., Chen Y., Luo Z., et al. The global survival rate among adult out-of-hospital cardiac arrest patients who received cardiopulmonary resuscitation: a systematic review and meta-analysis. Crit. Care. 2020; 24(1): 61. https://doi.org/10.1186/s13054-020-2773-2
- Semeraro F., Greif R., Böttiger B.W., Burkart R., Cimpoesu D., Georgiou M., et al. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Systems saving lives. Resuscitation. 2021; 161: 80-97. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.008
- Greif R., Bhanji F., Bigham B.L., Bray J., Breckwoldt J., Cheng A., et al. Education, implementation, and teams: 2020 international consensus on cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care science with treatment recommendations. Circulation. 2020; 142(16 Suppl. 1): S222-83. https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000000896
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Статистические сборники ВШЭ. Образование в цифрах: 2019. Available at: https://www.hse.ru/primarydata/oc2019
- Olasveengen T.M., Semeraro F., Ristagno G., Castren M., Handley A., Kuzovlev A., et al. European resuscitation council guidelines 2021: Basic life support. Resuscitation. 2021; 161: 98-114. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.009
- Mpotos N., Vekeman E., Monsieurs K., Derese A., Valcke M. Knowledge and willingness to teach cardiopulmonary resuscitation: a survey amongst 4273 teachers. Resuscitation. 2013; 84(4): 496-500. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2013.01.023
- Chen Z.H., Li H., Wang Y., Ye H., Wang H.H., Sun Y.Q., et al. Knowledge and attitude on cardiopulmonary resuscitaton education of primary and secondary schoolteachers in China. Chin. Med. J. (Engl.). 2019; 132(10): 1244-6. https://doi.org/10.1097/CM9.0000000000000236
- Alharbi M.M., Horaib Y.F., Almutairi O.M., Alsuaidan B.H., Alghoraibi M.S., Alhadeedi F.H., et al. Exploring the extent of knowledge of CPR skills among school teachers in Riyadh, KSA. J. Taibah Univ. Med. Sci. 2016; 11(5): 497-501. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2016.07.007
- Patsaki A., Pantazopoulos I., Dontas I., Passali C., Papadimitriou L., Xanthos T. Evaluation of Greek high school teachers’ knowledge in basic life support, automated external defibrillation, and foreign body airway obstruction: implications for nursing interventions. J. Emerg. Nurs. 2012; 38(2): 176-81. https://doi.org/10.1016/j.jen.2010.09.002
- Ghrayeb F.A., Amro N.R.N., Rahseed O., Yagi H., Amro R., Amro B. Knowledge and attitude of basic life support (BLS) among school teachers in Hebron, Palestine.Int. J. Res. Med. Sci. 2017; 5(6): 2477-82. https://doi.org/10.18203/2320-6012.ijrms20172432
- Al Enizi B.A., Saquib N., Zaghloul M.S., Alaboud M.S., Shahid M.S., Saquib J. Knowledge and attitudes about basic life support among secondary school teachers in Al-Qassim, Saudi Arabia.Int. J. Health Sci. (Qassim). 2016; 10(3): 415-22.
- Gagliardi M., Neighbors M., Spears C., Byrd S., Snarr J. Emergencies in the school setting: are public school teachers adequately trained to respond? Prehosp. Disaster. Med. 1994; 9(4): 222-5. https://doi.org/10.1017/s1049023x00041431
- Dursun A., Özsoylu S., Emeklioğlu B., Akyıldız B.N. Evaluating the basic life support knowledge among schoolteachers: A cross-sectional survey in Kayseri, Turkey. Turk. J. Pediatr. 2018; 60(6): 702-8. https://doi.org/10.24953/turkjped.2018.06.011
- Биркун А.А. Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информационных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет. Социальные аспекты здоровья населения. 2018; (5): 8. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2018-63-5-8
- Биркун А.А., Косова Е.А. Общественное мнение по вопросам обучения населения основам сердечно-легочной реанимации: опрос жителей Крымского полуострова. Неотложная медицинская помощь. Журнал им. Н.В. Склифосовского. 2018; 7(4): 311-8. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2018-7-4-311-318
- Дежурный Л.И., Биркун А.А., Закурдаева А.Ю. Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи при остановке сердца педагогическими работниками в Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021; (1): 425-45. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2021-00031
- Дежурный Л.И., Гуменюк С.А., Закиров Р.Р. Унификация подготовки к оказанию первой помощи. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019; 1(2): 155-9.
- Колодкин А.А., Колодкина В.И., Владимирова О.В., Муравьева А.А. Обучение педагогических работников образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Медицина катастроф. 2017; (3): 56-9.
- Мальков О.А., Говорухина А.А., Нифонтова О.Л., Багнетова Е.А., Новоселова А.А. Оценка готовности к оказанию первой помощи при реализации ВФСК ГТО. Теория и практика физической культуры. 2017; (8): 96-9.
- Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Зверев О.М., Кошелев И.В. Оценка компетентности учителей города Москвы в вопросах оказания первой помощи обучающимся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2017; (2): 24-37.
- Искандарова Д.Б. Результаты обучения работников дошкольного образовательного учреждения основам оказания первой помощи. В кн.: Всероссийский педагогический форум. Сборник статей Всероссийского педагогического форума. Петрозаводск; 2020: 24-32.
- Коломейцев М.Г., Старков А.С. К вопросу об эффективности обучения педагогов навыкам проведения базовой сердечно-легочной реанимации. В кн.: Скорая медицинская помощь - 2020. Материалы 19-го всероссийского конгресса (Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). СПб.; 2020: 38-9.
- Lehmann R., Thiessen C., Frick B., Bosse H.M., Nikendei C., Hoffmann G.F., et al. Improving pediatric basic life support performance through blended learning with web-based virtual patients: randomized controlled trial. J. Med.Internet Res. 2015; 17(7): e162. https://doi.org/10.2196/jmir.4141
- Биркун А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А., Фролова Л.П., Абибуллаев Л.Р. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. Неотложная медицинская помощь. Журнал им. Н.В. Склифосовского. 2019; 8(2): 145-51. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151
- Perkins G.D., Hulme J., Bion J.F. Peer-led resuscitation training for healthcare students: a randomised controlled study.Intensive Care Med. 2002; 28(6): 698-700. https://doi.org/10.1007/s00134-002-1291-9
- Глотов М.А., Биркун А.А., Кудрявцева И.И., Самарин С.А., Фролова Л.П., Стрекалова З.А. и др. Сравнение эффективности обучения студентов медицинского вуза навыкам базовой реанимации студентами-медиками и практикующими врачами. Анестезиология и реаниматология. 2018; 63(1): 72-8. https://doi.org/10.18821/0201-7563-2018-63-1-72-78
Дополнительные файлы
