О КОНЦЕПЦИЯХ ОБЩЕСТВА ТРАВМЫ В РАБОТАХ НЕМЕЦКИХ И РОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВОВЕДОВ
- Авторы: Саргсян А.М.1
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Выпуск: № 9 (2025)
- Страницы: 129-139
- Раздел: ДИСКУССИЯ. ПОЛЕМИКА
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/0132-1625/article/view/697330
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162525090117
- ID: 697330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В минувшем ХХ в. многие нации переживали катастрофические события, создающие коллективные травмы, которые воспроизводятся в массовом сознании из поколения в поколение. Для понимания сходства и различия разных видов таких травм дан аналитический обзор работ немецкого культуролога А. Ассман, посвященных современной немецкой мемориальной культуре, в сравнении с концепцией общества травмы Ж. Т. Тощенко. Ключевое внимание уделено книге А. Ассман «Новое недовольство мемориальной культурой» о переживании современными немцами исторической вины за Вторую мировую войну как национальной коллективной травмы. Сопоставление подходов А. Ассман с работами Ж. Т. Тощенко 2010–2020-х гг. об исторической памяти и коллективной травме в российском постсоветском обществе позволяет выявить общее и особенное в переживании национальных катастроф. Сделан вывод, что связанная с коллективными травмами мемориальная культура, несмотря на наличие специфических национальных черт, имеет применимые для разных стран характеристики. Концепт «общества травмы» следует считать универсальным, позволяющим вписать исследования исторической памяти и коллективной национальной травмы в более широкие рамки макросоциологических теорий социального развития. В то же время подчеркиваются качественные отличия российского общества травмы, связанного с переживанием событий 1990-х гг., и немецкого, до сих пор переживающего преступления нацизма в 1930-1940-е гг.
Список литературы
- Агамбен Дж. Homo Sacer. Что остается после Освенцима. М.: Европа, 2011.
- Ассман А. Европейская мечта. Переизобретение нации. М.: НЛО, 2022.
- Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: ЯСК, 2004.
- Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. 3-е изд. М.: НЛО, 2024.
- Горшков М. К., Бараш Р. Э. Историческая память современных россиян (история России ХХ века сквозь призму семейных историй) // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 125–137. doi: 10.31857/S0132162524090119.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана; прим. В. В. Сапова. М.: Канон, 1996.
- Нора П. Расстройство исторической идентичности // Мир истории. 2010. № 1. URL: http://www.historia.ru/2010/01/nora.htm (дата обращения: 31.08.2025).
- Оганнисян Э. Рец. на кн.: Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: НЛО, 2016. 232 с. // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 244–250.
- «Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь мир, 2024.
- Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне. Мат. мониторинга; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2015. C. 40–42.
- Тощенко Ж. Т. О Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М.: Весь Мир, 2020.
- Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007.
Дополнительные файлы

