Аннотация
Формирование культуры здорового образа жизни у молодёжи является важным резервом повышения национальной безопасности страны. Особую роль в решении этих проблем играют образовательные организации, где происходит активное становление и развитие личности. Целью настоящего исследования было изучение эффективности комплекса здоровьеформирующих методов в условиях образовательной деятельности гуманитарного вуза. Вначале у испытуемых контрольной и экспериментальной групп были определены исходные показатели. После чего лица экспериментальной группы в течение трёх месяцев выполняли комплекс здоровьеформирующих методов, включающий строгое соблюдение режима плановой учебной нагрузки, регулярное и полноценное питание, достаточный отдых и сон, нормированные занятия физической подготовкой. При этом из повседневной жизни обследуемых были исключены внеплановые учебные занятия, неправильное питание, недостаточный сон, посещение развлекательных мероприятий, употребление алкоголя и др. В конце эксперимента было проведено заключительное обследование в объёме исходного. Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что у лиц экспериментальной группы отмечается улучшение исследуемых показателей, в частности их увеличение по методикам «САН» на 10,9% (р < 0,05); «КЧСМ» — на 4,3% (р < 0,05); «Компасы» — на 11,4% (р < 0,05); «Черно-красная таблица» — на 14,3% (р < 0,05); «максимальное время устойчивого равновесия в тесте Н. Бондаревского» — на 17,0% (р < 0,05); «Теппинг-тест» — на 13,1% (р < 0,05). В то же время отмечено их уменьшение по показателям «Личностная тревожность» на 9,9% (р < 0,05); «Время простой сенсомоторной реакции» — на 4,4% (р < 0,05); «Время сложной сенсомоторной реакции» — на 10,5% (р < 0,05); «Тремор» — на 13,0% (р < 0,05). Проведённые исследования подтверждают эффективность применения комплекса здоровьеформирующих методов в условиях образовательной деятельности гуманитарного вуза.