Аннотация
Обсуждается актуальная проблема профессиональной тугоухости у членов лётных профессий гражданской авиации России. Показатели данного заболевания занимают одну треть профессиональных заболеваний органа слуха среди всех работников «шумовых» профессий, регистрируются с наибольшей частотой у пилотов и командиров воздушных судов и не имеют тенденции к снижению. Хроническая сенсоневральная тугоухость является единственным профессиональным заболеванием среди лиц лётных профессий основных авиакомпаний РФ и имеет не только медицинские, но и социально-экономические аспекты, т.к. регистрируется у лиц трудоспособного возраста, теряющих свою профпригодность. Вскрыты основные причины «роста» показателей профессиональной тугоухости пилотов. Основными являются: недостаточная квалификация медицинских работников по вопросам ранней диагностики негативного влияния шума на орган слуха; отсутствие регламентированных критериев диагностики и экспертизы связи тугоухости с профессией; недостаточно четкие алгоритмы ведомственной логистики при обследовании на профзаболевание органа слуха. Показаны пути оптимизации проблемы: разработка и внедрение методики речевого восприятия в условиях конкурирующего внутрикабинного шума ВС ГА; объективных критериев для принятия решения о допуске/не допуске к летной работе; адекватная оценка параметров внутрикабинного шума и звукового давления, возникающего в авиагарнитуре при речевом радиообмене; обязательное выполнение требования учёта данных Протокола акустической нагрузки за весь период лётной деятельности, с указанием шумозащитных характеристик используемых авиагарнитур при осуществлении экспертизы связи заболевания органа слуха с профессией.