Развитие системы образования: конституционный вектор идентичности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье с конституционно-правовых позиций исследуется идентичность системы российского образования как один из ключевых элементов суверенного государственного развития. Разграничивая категории национальной и конституционной идентичности, идеально-нормативное и фактически социальное в их понимании, автор утверждает, что Россия, переосмысливая свою цивилизационную уникальность, движется в конституционном процессе к более полной формализации исторически сложившихся ценностей и представлений, определяющих систему образования, придания им регулирующего характера и механизмов защиты, что должно получить адекватное отражение при разработке в настоящее время стратегии развития образования. Конституционная идентичность национальной системы образования определяется как совокупность сущностных параметров системы образования, обусловленных ценностями, принципами, целями, языковой и цивилизационной самобытностью народа, явно или имплицитно закрепленных в Конституции и вытекающих из национального наследия. Ключевыми характеристиками этой идентичности являются: фундаментальность, единство обучения и воспитания, дисциплина, связь с жизненностью, стремление к прогрессу. Подчеркивается центральная роль педагога, обсуждаются возможности и риски внедрения технологий искусственного интеллекта как инструмента, но не ценности самой образовательной модели.

Об авторах

С. В. Кабышев

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)

Автор, ответственный за переписку.
Email: svkabyshev@mail.ru
г. Москва; г. Москва, ул. Садовая-­Кудринская, д. 9

Список литературы

  1. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Сер. «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е изд., доп. М., 2014.
  2. Виноградова Е. В., Данилевская И. Л., Патюлин Г. С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности // Образование и право. 2022. № 6. С. 100–108.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. С. 211.
  4. Зорькин В. Д. Лекции о праве и государстве. СПб., 2024. С. 28.
  5. Колюшин Е. И. Феномен страны-цивилизации в зеркале конституционного права России // Государство и право. 2025. № 2. С. 24–31.
  6. Лазарев В. В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал росс. права. 2021. № 4. С. 7.
  7. Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М., 2009.
  8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 12.
  9. Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб., 1903–1905. С. 251.
  10. Плешакова А. Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 671–679.
  11. Разумов В. И. Образование XXI века: в поисках новой идентичности // Философия образования. 2023. Т. 23. № 2. С. 23–36.
  12. Саратовский проект Конституции России / предисл. В. Т. Кабышева. М., 2006.
  13. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2 «Педагогические статьи 1857–1861 гг.». М. – Л., 1948. С. 161, 162, 165.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025