Аннотация
Автором выявлены и систематизированы существенные признаки двух форматов институционализации этнологической экспертизы в России: в качестве корпоративной экспертизы (частное право) и государственной экспертизы (публичное право). Материалом исследования стали практики организации и правового регулирования этнологической экспертизы за два последних десятилетия; сложившиеся в российской антропологии и юриспруденции подходы к пониманию этнологической экспертизы. Обосновано, что выбор формата институционализации предопределяет порядок проведения экспертизы и последствия ее проведения. Корпоративная этнологическая экспертиза является факультативной, ее результаты не имеют формы публичного юридического документа, возмещение убытков субъектам традиционного природопользования не зависит от факта проведения экспертизы и имеет исключительно монетарный характер, добровольно принимаемые стандарты социальной корпоративной ответственности предполагают участие бизнеса в содействии развитию коренных народов, которые вовлекаются в этот процесс в соответствии с принципом СПОС и в формах делиберативной демократии. Государственная этнологическая экспертиза является обязательной, реализуется как государственная услуга, результаты которой имеют форму публичного юридического документа, компенсационные меры предопределены результатами комплексной этнологической экспертизы и не ограничены возмещением убытков, участие коренных жителей гарантировано в формах партисипаторной демократии.