Летняя избирательная кампания в городские думы в Сибири в 1917 г.
- Авторы: Чудаков О.В.1
-
Учреждения:
- Краснодарский государственный институт культуры
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 107-114
- Раздел: Отечественная история
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/108956
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-2/13
- ID: 108956
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена избирательному процессу в городские думы Сибири, проходившему летом 1917 г. Автор отмечает, что падение самодержавия и переход власти к буржуазной демократии привели к поиску новых форм организации общественного управления. Революционные события 1917-1918 гг. оказали заметное влияние на существование и функционирование органов городского самоуправления в России. После Февральской революции 1917 г. роль института городского самоуправления заметно повысилась. Думы во многих сибирских городах стали не только центром объединения общественных организаций, но и поддержкой центральной власти на местах. Под влиянием общественно-политических процессов органы городской власти в 1917 г. все чаще выходили за узкие рамки хозяйственных функций. Политические силы стремились аккумулировать общественно-политические интересы своего городского электората, поскольку в революционных событиях городские думы, как орган самоуправления, с одной стороны, а с другой – административной власти, оказывались в центре событий, и вставали на позиции либерального реформизма. Таким образом, де-факто полномочия органов городского самоуправления расширялись, а де-юре они оставались неизменными. Реально же их влияние, в том числе на формирование общественного мнения, возросло. Опираясь на законодательные акты Временного правительства, протоколы заседаний городских дум и управ, сделана попытка воссоздать конкретно-историческую картину политической жизни сибирских городов в межреволюционный период. Отмечена политизация органов городского самоуправления, которая в 1917 г. достигла своего максимума, выражавшаяся в выборах гласных по партийным спискам и в идентификации городских дум как общественной опоры новой власти. Автором охарактеризованы изменения, произошедшие в правовом положении сибирских муниципалитетов в период революционных преобразований 1917 г., которые ярко проявили процесс трансформации института центральной власти и городского самоуправления. Новая власть в лице Временного правительства видела свою опору в демократизированной системе общественного самоуправления городов и земств, а органы самоуправления, в свою очередь, ожидали от Временного правительства расширения своей правовой базы. Как предполагало Временное правительство, именно демократизированные городские думы должны были стать основой гражданского общества. Отмечено превращение городских органов в органы государственной власти на местах, создание в их лице опоры новой демократической власти. Однако, городские думы в 1917 г. в своем обновленном составе, в которых многие гласные не имели опыта городской работы и были связаны партийной дисциплиной, полностью утратили преемственность с прежним городским самоуправлением и в значительной мере превратились в политическую трибуну для партийных ораторов. В статье рассматриваются причины, ход и результаты избирательной кампании в городские думы в Сибири в межреволюционный период. Анализируются предвыборные платформы и тактические позиции политических сил, в которых отражаются перипетии развития революционного процесса в стране и региональные особенности восприятия их различными партийными и общественными силами. Определено, что в первую очередь на повестке дня стояли насущные вопросы, накопившиеся за период Первой мировой войны. В то же время, вопросы политического характера, вызванные событиями, происходившими в Европейской части России, обывателей сибирских городов интересовали мало, что свидетельствовало об относительной аполитичности основной части сибирского общества и более спокойной, чем в центральных районах, размеренной жизни в городе в этот период.
Полный текст
Крушение монархии в России в результате февральских событий 1917 г. и взятый Временным правительством курс на демократизацию страны, привели к необходимости перестройки всей системы политического управления. Поскольку цензовые органы городского самоуправления не отвечали новым условиям, на повестку дня встал вопрос о проведении новых выборов в городские думы на демократических началах.
Главной особенностью предстоящих по новым правилам выборов в органы городского самоуправления было то, что они проводились по партийным спискам. Списки могли состоять из любого числа кандидатов от 1 до максимального количества гласных в думе (в Омске – 105 человек, в Томске – 103, в Иркутске – 90, в Красноярске и Чите – по 83, в Новониколаевске – 78, в Барнауле – 61, в Тобольске – 60, в Тюмени – 47, в Бийске – 43, в Кургане – 39, в Якутске – 35, в Березове, Сургуте, Ялуторовске, Баргузине, Кузнецке, Нарыме, Верхоянске – по 20 и т. д.), за которые должны были проголосовать избиратели [1, л. 5, 17-17 об]. Но, как правило, в списках было представлено в среднем от 10 человек, т. е., несмотря на то, что закон о выборах разрешал формировать избирательный список даже из одного человека, в действительности такого не наблюдалось. Количество же избранных по каждому списку гласных определялось пропорционально поданным за список голосам.
В большинстве сибирских городов выборы в городские думы прошли в июле-августе 1917 г., а в Якутской области, Алтайской и Томской губернии – осенью 1917 г., что было связано с согласованием вопроса о судьбе народных собраний. Несмотря на это, в Томской губернии с лета 1917 г. началась активная работа по организации выборов в городские думы, которые растянулись с конца июня (в г. Кузнецк) до начала ноября (в г. Новониколаевск) [2, с. 17].
Борьба политических партий за влияние в общественных организациях стала стержневой проблемой преобразований городского самоуправления после Февраля 1917 г. Участие в городских выборах политические партии рассматривали как средство борьбы за средние городские слои. Политические партии вели ожесточенную борьбу за расширение своей социальной базы и поэтому, в первую очередь, были заинтересованы в том, чтобы обеспечить себе поддержку большинства населения и в представительных учреждениях. Из этого стремления естественно вытекало желание партий получить решающее влияние в органах местного самоуправления.
Несмотря на то, что на выборах в городские думы борьбу вели большевики, меньшевики, эсеры и кадеты, тем не менее, основное противостояние развернулось между пролетариатом и буржуазией. Каждый из этих классов мог одержать победу только при условии поддержки его промежуточными слоями городского населения (ремесленниками, мелкими предпринимателями, служащими), а также солдатами местных военных гарнизонов.
Внедрение новой избирательной системы, отработка способов и принципов ее организации позволяли подготовить общество к выборам в Учредительное собрание. В ходе муниципальной избирательной кампании все общественные организации и союзы получили возможность обнародовать свои программы, разработать формы агитационно-пропагандистской деятельности среди электората, составить блоки для участия в дальнейшей политической борьбе.
Следует отметить, что основные вопросы, выдвигаемые кандидатами, не были связаны с муниципальной сферой, а являлись, прежде всего, политическими. Меньшевики выступали за сотрудничество со всеми социальными силами в деле преодоления «тяжелого наследства» старого режима, а эсеры заявляли, что идут в думу для творческой работы в сотрудничестве с другими социалистическими партиями [3, с. 250-252].
Как установил исследователь В.В. Третьяков, большевики рассматривали городские думы в качестве трибуны и органов борьбы с буржуазной политикой в области городского самоуправления и перехода власти в руки народа. Подобная ситуация вызывала недоумение в стане либеральных партий. Кадеты, прежде всего, декларировали свою приверженность принципам правового государства и законности и призывали избирателя отстраниться от вопросов войны и мира, Учредительного собрания, государственного строя, т. к. заявления по этому поводу кандидатов не имеют никакого отношения к их будущей деятельности в органах муниципального управления. Поэтому кадеты, как эсеры и меньшевики, делали упор, прежде всего, на то, что городские, коммунальные проблемы должны решаться вне связи с политической ситуацией и общественным строем. В связи с чем, в предвыборных заявлениях кадеты обещали «улучшить» экономическое положение трудящихся, привести в порядок городское хозяйство и финансы, добиться бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования, благоустройства рабочих окраин и т. д. [4, с. 69].
Кадеты, которые выступали с программой реформирования местного самоуправления, были определяющей политической силой еще в марте 1917 г. Партия народной свободы имела авторитет среди значительной части городской интеллигенции, буржуазии, несмотря на то, что она оказалась на самом правом крыле политической борьбы. Но в то же время, слабость кадетов в Сибири в первые месяцы революции объяснялась тем, что, во-первых, в марте-апреле 1917 г. они остались без поддержки средних слоев, отдавших симпатии так называемым «социалистическим» партиям; во-вторых, их политической негибкостью, т. к. прогрессирующая политизация общества как раз наоборот ставила во главу угла общеполитические проблемы. В Томске, например, они вплоть до середины апреля продолжали отстаивать идею конституционной монархии [5, с. 102]. В период трансформации основ городского общественного самоуправления страна успела пережить три политических кризиса, и поэтому в среде городского избирателя все больше симпатии переходили на сторону левых, что показала летне-осенняя избирательная кампания.
Стоит отметить, что буржуазия выступала на выборах не столько с партийными списками кадетов, сколько использовала для выдвижения своих кандидатов в списки союзов и групп домовладельцев, мещанских, религиозных и националистических обществ. Половина избирательных списков в барнаульскую, красноярскую, иркутскую, тобольскую, курганскую и др. думы была выставлена именно подобного рода организациями. В Таре из 21 кандидатских списков 17 являлись буржуазными. Самостоятельно же списки от кадетских организаций в Западной Сибири, например, были выставлены только в 6 из 29 городов (Тобольск, Омск, Барнаул, Бийск, Томск, Тюмень). В остальных городах они проходили по спискам домовладельцев. В Ишиме и Кургане кадеты вместе с группой буржуазии и чиновниками выступили под названием «трудовой» и «беспартийной» демократии, в Новониколаевске кадеты именовали себя «республиканцами-демократами», примыкавшими к сибирским областникам [4, с. 69].
Основным политическим противником кадетов в городской предвыборной кампании 1917 г. были большевики, которые значительно укрепили свои позиции среди рабочих и солдат гарнизонов. Местные большевистские организации выполняли установку центра о необходимости связать программы местных муниципальных выборов с коренными вопросами революции [6, с. 255; 7, с. 153-154]. Предвыборная платформа большевиков открыто провозглашала необходимость рассматривать частные задачи в контексте борьбы за социализм и на ее основе, и базировалась на перестройке всего городского хозяйства на новых революционных началах. В муниципальной программе большевиков защищались интересы всех трудящихся. Для этого они предлагали ввести контроль над распределением товаров первой необходимости, изменить систему налогообложения путем полной отмены прежних местных налогов и введения прогрессивных налогов на доходы и имущество, передать всю городскую землю в распоряжение трудящихся и др. [8, с. 23-26; 5, с. 99]. В организационном отношении большевики выделялись среди других партий большей дисциплиной, сплоченностью, оперативностью в быстро меняющейся политической обстановке [9, с. 246]. Большинство этих требований имело общедемократическую направленность, поэтому, поддерживая их, группы интеллигенции и служащих подводились к осознанию необходимости социализма для удовлетворения своих насущных потребностей [5, с. 100].
Таким образом, подготовка к городским выборам, предвыборная политическая борьба и сама агитационная кампания по выборам в городские думы являлась особым событием в жизни России и края, в целом. В них принимали участие все политические и общественные силы, которые к этому времени заявили о себе. Это была важнейшая политическая и идеологическая акция, которая содействовала:
– политическому самоопределению и политической самоидентификации социально активных слоев граждан, солдат военных гарнизонов и отдельных воинских частей;
– партийному строительству в регионе;
– росту и развитию общественно-политических и культурно-массовых организаций;
– размежеванию политических сил, возможности формирования предвыборных блоков и объединений, выявлению предвыборных и послевыборных компромиссов;
– разработке и дополнению разделов партийных программ в муниципальной сфере;
– совершенствованию старых и появлению новых форм агитации и пропаганды с широким использованием легальных, демократических форм политической и агитационной деятельности;
– заметному росту культурно-массовой работы в крае [10, с. 174].
Вместе с тем, предвыборная кампания показала, что основная масса городского населения ни в организационно-правовом, ни в политическом, ни в идеологическом отношении не была готова к подобным массированным акциям, и это касалось не только средних слоев городского населения, за привлечение которых к участию в выборах и за их голоса шла ожесточенная борьба, но и в значительной части фабрично-заводского пролетариата и наемных рабочих других категорий [11, с. 115].
О конкретных же намерениях в процессе выборов основных их участников можно судить на примере Красноярска, избирательная кампания в котором развернулась в июне 1917 г. От различных партий было выставлено 8 списков. Большевики всю кампанию вели под лозунгом «Вся власть Советам!» и в своей платформе выдвигали требования дальнейшего расширения и закрепления демократических свобод, прогрессивного налога, контроля над производством и торговлей, муниципализации предприятий, имеющих общеполезное значение, бесплатной медицинской помощи и т. д. Большевики также предлагали заменить милицию полицейского типа обязательной общественно-милицейской службой граждан обоего пола, включая военных, решить жилищный вопрос уплотнением «неплотно» заселенных квартир, а главной задачей муниципальных органов считали не извлечение доходов, а предоставление гражданам необходимых благ [12, л. 11-12]. Эсеры выступали за улучшение «до крайних возможных пределов положения трудящихся классов», введение всеобщего бесплатного образования, медицинского обслуживания, а также общественной собственности на городские земли. Кадеты, в свою очередь, в своих обещаниях были более сдержанны и выступали за бесплатное начальное образование, 8-часовой рабочий день, борьбу с безработицей, уничтожение нищенства путем устройства богаделен, общежитий, ночлежных домов и т. д. [12, л. 13-15].
Состоявшиеся 2 июля 1917 г. выборы отобразили рейтинг авторитета политических сил в Красноярске. Список большевиков получил около 9000 голосов из 18197 участвующих (это около 49,5%), кадеты – 10%, эсеры – 32,7%, остальные 5 списков – 7,8% голосов. В результате фракция большевиков (41 депутатское место из 83) сумела провести на должность городского головы своего представителя Я.Ф. Дубровинского [13, с. 13].
Непосредственно после выборов большевистская фракция в Красноярской городской думе в своей декларации заявила, что будет бороться за переход власти в руки пролетариата и революционного крестьянства «при полном согласовании деятельности городских дум с деятельностью Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» [14].
Летом 1917 г. состоялись выборы в городскую думу Минусинска, которые проходили в достаточно ожесточенной борьбе. Из 40 мест большевики получили 6, эсеры – 9, энесы – 12 и «домовладельцы-солдатовцы» – 13 мест. Думу возглавил учитель высшего начального училища И.Я. Чибизов (меньшевик-плехановец) [15, с. 53].
С начала апреля на повестке дня Курганской городской думы стоял вопрос о подготовке выборов ее нового состава. Первоочередной задачей предвыборных мероприятий являлось составление списков избирателей. Для осуществления этих задач Курган был поделен на три участка. К началу выборов избирателей по гражданским спискам значилось 12682 человека, по военным – 2837 [16, л. 30].
2 июля 1917 г. состоялись выборы гласных в городскую думу. Из 16 тыс. избирателей приняли участие чуть более 5 тыс. (около трети от общего числа). 24-25 мая на общем собрании представителей социал-демократов и эсеров было решено сформировать избирательное объединение под названием «Объединенные социалисты» для участия в выборах местного самоуправления [16, л. 32]. По итогам выборов больше всего голосов набрали объединенные социалисты – 29 мест. От граждан-избирателей 3-го участка г. Кургана прошло в думу 5 человек. От группы торгово-промышленников и домовладельцев победило 2 человека, от трудовой группы мещан – 1 [16, л. 32].
В связи с предстоящей реформой городского самоуправления 12-14 мая 1917 г. в Тюмени проводилась однодневная перепись населения, по результатам которой управа составила список лиц, имеющих право участвовать в выборах, разделив город на 6 избирательных участков. За десять дней до выборов избирателям предоставлялось право заявить городскому голове списки предлагаемых кандидатов в депутаты. Так, социал-демократы, стоявшие на меньшевистских позициях, выступили единым списком с эсерами, который состоял из 38 кандидатов; партия народных социалистов выдвинула 15 человек; общество домовладельцев – 29 и кадеты – 22 [17, л. 172; 18, с. 271]. Следовательно, на 47 мест в думе претендовали 104 кандидата, списки которых были опубликованы в печати [19, с. 58]. Сами выборы, которые состоялись 9 июля 1917 г., были проведены с формальной стороны правильно. Но в избирательных списках оказалось много не учтенных избирателей (около 3 тыс. человек), которые не смогли осуществить своего избирательного права, в особенности это относилось к солдатам [17, л. 194]. В результате равных, тайных, прямых и всеобщих выборов, по данным источников, 83,3% голосов получил блок эсеров и меньшевиков (39 мест в думе), 1,9% – энесы и по 7,4% – общество домовладельцев и кадеты [17, л. 168].
1 августа 1917 г. фракции Тюменской городской думы обнародовали декларации об основных направлениях муниципальной деятельности. Меньшевики во главе с новоизбранным городским головой А.С. Флоринским заявили о поддержке Временного правительства. Они требовали от правительства повысить боеспособность армии, распустить Государственную думу, опираться на органы революционной демократии и подавлять контрреволюционные заговоры, строгую регламентацию продовольственного дела, улучшение школьного дела и материального обеспечения населения. Эсеры призывали к поддержке Временного правительства как органа революционной диктатуры и выступали за проведение городских референдумов по важнейшим вопросам; увеличение городских бюджетов за счет введения прогрессивного налога на недвижимость; введение бесплатного обучения и бесплатной врачебной помощи; установление минимума заработной платы; организация милиции и т. д. Кадеты призывали к сплочению вокруг Временного правительства, спасающего Родину, настаивали на доведении войны до победного конца, отказе от классовой борьбы и подавлении заговоров слева и справа [18, с. 278-288].
В выборах в Тобольскую городскую думу участвовало меньше 5,5 тыс. человек, из которых по спискам Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов прошли 28 человек, домовладельцев – 10 человек, кадетов – 8 человек, Союза евреев и союза мещан – по 1 человеку. Как отмечала местная пресса, «население к выборам отнеслось инертно, т. к. из 13 тыс. избирателей участвовали только 5421 человек» [20, л. 165 об]. Впоследствии на чрезвычайном заседании новой думы (20 июля) гласные приняли резолюцию «приветствовать Временное правительство, вступившее на путь твердой власти для упрочения завоеванных народом свобод и оказать Временному правительству всемерное содействие в укреплении правового порядка на местах» [21, л. 6].
На выборах в Омскую городскую думу 16 июля 1917 г. первые списки избирателей были составлены уже 10 июня 1917 г. В них числилось 39069 гражданских избирателей и 18156 военных. Город был разделен на 5 избирательных участков. По итогам выборов в городскую думу прошло от партии эсеров 54 человека, группы домовладельцев – 15, народных социалистов – 2, кадетов – 10, националистов – 4, социал-демократов – 20. Как отмечал Акмолинский областной комиссар Петрукевич «выборы прошли спокойно. Исключение – выступление воинской части, представившей списки в самый день выборов и предъявившей требование допустить к баллотировке, в чем ей было отказано» [22, л. 3].
В Иркутске выборы в городскую думу состоялись 30 июля 1917 г. [23, л. 123]. В соответствии с законом город был разделен на 20 избирательных участков. Населению было представлено 10 избирательных списков: 6 от политических партий – эсеров, меньшевиков, сионистов, кадетов, энесов, большевиков, а также от союза домовладельцев, жителей Нагорного района и окраин и союза служащих правительственных учреждений. В результате выборов было избрано 47 эсеров, 12 меньшевиков, 11 большевиков, 11 кадетов, 4 домовладельца и 2 сиониста [24, с. 116]. Как впоследствии отмечали в печати, теперь городская дума является «социалистической» [25].
В Верхнеудинске выборы в городскую думу, состоявшиеся 6 августа 1917 г., прошли спокойно. В итоге победили эсеры, получив 16 мест, объединенный список социал-демократов получил 9 мест, союз домовладельцев и еврейская община – по 3, энесы, кадеты и мусульмане – по 1 месту [26, с. 290].
Таким образом, избирательная кампания лета 1917 г. показала, что все общественно-политические силы использовали ее в борьбе за расширение своей социальной базы. На место старым гласным-цензовикам пришли представители т. н. «третьего элемента» из числа служащих, творческой интеллигенции и, частично, рабочие и солдаты. На политической арене их интересы выражали партии социалистической направленности (большевики, меньшевики и эсеры). При этом, взгляды меньшевиков и эсеров относительно места и роли городских самоуправлений в системе властных органов не слишком отличались от взглядов кадетов, ибо и те, и другие предлагали модель государства, традиционно называемого буржуазно-демократическим. Однако, в отличие от кадетов, меньшевики и эсеры на протяжении 1917 г. пользовались заметной поддержкой населения, что и отразили выборы в новые думы.
Решение хозяйственно-бытовых и социальных вопросов отошло на второй план, т. к. городское самоуправление перестало исполнять свое общественное предназначение, что отразилось в предвыборных программах кандидатов в гласные, которые ориентировались, прежде всего, на общеполитические вопросы. В результате, невысокая явка на муниципальные выборы, апатия по отношению к местному самоуправлению стали другой приметой сложившейся обстановки в Сибири. Исходя из этого, можно сделать вывод, что политические и, в значительной степени, идеологические основы местного самоуправления в России были еще очень слабы.
Об авторах
Олег Валерьевич Чудаков
Краснодарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: chudakovov@yandex.ru
канд. ист. наук
Россия, г. КраснодарСписок литературы
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1789. Оп. 2. Д. 1.
- Дробченко В.А. Общественно-политическая жизнь Томской губернии (март-ноябрь 1918 г.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2009. 24 с.
- Третьяков В.В. Февральская революция и вопрос об отношении к муниципальным органам политических сил Восточной Сибири // Из истории революций в России (первая четверть XIX в.). Томск, 1996. С. 250-252.
- Победа Великого Октября в Сибири. В 2 ч. Ч. 2. Социалистическая революция и установление Советской власти / Под ред. И.М. Разгона. Томск, 1987. 340 с.
- Красильников С.А., Соскин В.Л. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти (1917-лето 1918). Новосибирск, 1985. 227 с.
- Ленин В.И. Резолюция о коммунистических выборах // Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 31. М., 1969. С. 231-276.
- Ленин В.И. Материалы к пересмотру партийной программы // Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 32. М., 1969. С. 137-161.
- Ленин В.И. Позабыли главное (муниципальная платформа партии пролетариата) // Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 31. М., 1969. С. 12-39.
- Кабытова Н.Н. Власть и общественные организации Поволжья в 1917 году: дис. … док. ист. наук. Самара, 1999. 347 с.
- Мамаев А.В. Самоуправление городов России в условиях революционного процесса. 1917-1918 гг. (на материалах городов Московской, Тульской, Вятской губерний): дис. … канд. ист. наук. М., 2010. 360 с.
- Герасименко Г.А. Народ и власть (1917 год). М., 1995. 274 с.
- Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 64. Оп. 1. Д. 137.
- Мармышев А.В., Елисеенко А.Г. Гражданская война в Енисейской губернии. Красноярск, 2008. 416 с.
- Красноярский рабочий 1917. 3 августа.
- Гидлевский К., Сафьянов М., Трегубенков К. Минусинская коммуна. 1917-1918 гг. Из истории Октябрьской революции в Сибири. М.-Л., 1934. 296 с.
- Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. Р-852. Оп. 1. Д. 18.
- Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-152. Оп. 50. Д. 17.
- Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX-начало XX вв.). Сборник документов и материалов. Тюмень, 1995. 371 с.
- Храмцов А. Городское самоуправление Тюмени в 1917-1919 годах: от организации до ликвидации // Муниципальное право. 2007. №1. С. 56-64.
- Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-730. Оп. 2. Д. 3.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1789. Оп. 1. Д. 25.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1789. Оп. 1. Д. 1.
- Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 70. Оп. 4. Д. 5.
- Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994. 560 c.
- Сибирская жизнь. 1917. 5 августа.
- Анкушева К.А., Бочанова Г.А., Дегальцева Е.А., Кириллов А.К., Ноздрин Г.А., Шиловский М.В., Ус Л.Б. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX – начала XX века. Новосибирск, 2006. 352 с.
Дополнительные файлы
