К вопросу о твердых коммунальных отходах в Иркутской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены данные по твердым коммунальным отходам (ТКО) в Иркутской области как основном источнике загрязнения городских и загородных экосистем. ТКО в настоящее время представляют собой наиболее массовый и опасный вид мусора, способного привести к необратимым последствиям. В последние годы в нашей стране очень активное внимание уделяется вопросам сбора и переработки отходов. Задачи, которые ставят перед собой авторы, заключаются в подробном анализе ситуации с ТКО в Иркутской области и особое внимание уделено территориальному размещению уже действующих объектов и запланированных до 2027 года. К сожалению, население Иркутской области пока не готово к массовому разделению мусора по его происхождению и пригодности к вторичному использованию, но предлагается ряд мер, для изменения ситуации. Использованы статистический, сравнительно-географический, картографический методы, а также сравнительный анализ и синтез. В работе впервые проводится анализ работы региональных операторов в соответствии с федеральным проектом «Комплексная система обращения с ТКО». К 2030 году объем отходов, свозимых на полигоны Иркутской области, необходимо сократить в два раза, а сортироваться должно 100% всего выбрасываемого мусора. В результате исследования получены следующие выводы: область не готова к обработке и переработке отходов определенных категорий, например, стекла или гальванических элементов. Для ряда отходов просто не предусмотрены объекты переработки, что приводит к бесконтрольным выбросам и нарушению окружающей среды (почвы, воды, и атмосферного воздуха). Конечно, Правительство России и Иркутской области активно проводит реформирование системы обращения с ТКО.

Полный текст

Известно, что в целом в Российской Федерации ежегодно производится до 3,8 млрд. т различных отходов, из которых перерабатывается в среднем лишь 10–15%. Твердые коммунальные отходы (ТКО) свозятся на свалки, на которых захоронено около 82 млрд. т мусора [6]. Иркутская область является территорией с высокой техногенной загрязненностью природных систем. Здесь, как и во многих других регионах России, достаточно остро стоит проблема обращения с отходами [18].

Основными производителями твердых бытовых отходов в Иркутской области являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и соответственно ведущие хозяйственную активность, в результате которой эти отходы и образуются, и жители региона [8].

С географической точки зрения наиболее важным показателем является территориальная привязка или распределение отходов по условиям размещения источников, которые определяются и способами сбора, и методами утилизации и обезвреживания, транспортирования и хранения [9; 14; 17; 21; 23].

Условия расположения источников образования отходов во многом определяют возможные методы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов [1].

Если рассматривать карту Иркутской области именно по этим показателям, то в первую очередь проще всего, да и, наверное, точнее всего будет брать в качестве исследуемых единиц муниципальные образования [7]. Причем если у первого муниципального уровня функции советов в основном направлены на решение вопросов землепользования, транспорта и ЖКХ, то муниципальные советы второго уровня отвечают за вопросы образования, здравоохранения и экологический контроль. В Иркутской области выделено 42 муниципальных образования второго уровня, причем из них 10 городских округов и 32 района [13; 24].

Численность населения Иркутской области на 01.01.2023 составила 2363,4 тыс. человек, из них: 1834,5 тыс. человек – городское население (77,6% от общей численности) и 528,9 тыс. человек – сельское население (22,4% от общей численности население).

С первых месяцев 2019 года в Российской Федерации начали создаваться региональные операторские компании, отвечающие за полную логистику работы с твердыми коммунальными отходами. Причем в некоторых случаях операторы могут иметь всю инфраструктуру на своем балансе, в других – часть инфраструктуры может быть собственностью предприятий партнеров. В Иркутской области действуют два оператора, разделивших между собой всю территорию. За «Южную» зону области отвечает «РТ‒НЭО Иркутск», за «Северную» зону ‒ «Братский полигон ТБО» [10].

Учитывая, что в год один житель города производит до 500 кг, а сельский – до 300 кг коммунальных отходов, причем из них около 25% составляют пищевые отходы, от 5 до 10% – бумажные, 50% – полимеры, металл, текстиль и стекло, ежегодно число отходов растет и заполонение территорий мусором имеет угрожающие темпы [3]. В соответствии с приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» годовой норматив накопления ТКО в регионе установлен дифференцировано в зависимости от муниципальных образований [2].

Согласно федеральному проекту «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология» в Иркутской области должны неуклонно улучшаться показатели по объему ТКО, направленные на обработку и на утилизацию, то есть вторичную переработку (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика объема ТКО, направленных на обработку и утилизацию (тыс. т)

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024 (план)

на обработку

2

2

6

23

328

342

на утилизацию

0

0

1

3

122

124

 

Из таблицы четко видно, что, начиная с 2022 года, произошел перелом в показателях обрабатываемых отходов. Если запланированные результаты будут совпадать с реальными цифрами, а тенденция увеличения сохранится в заданном объеме, то экологическая ситуация в Иркутской области значительно улучшится.

Несмотря на то, что с 1 января 2019 года раздельный сбор отходов стал обязательным, коммунальщики столкнулись с реальными трудностями, а зачастую и просто сопротивлением населения. Если проводить опрос каждого резидента в отдельности, то практически все понимают важность сортировки мусора и развития предприятий ресайклинга, но в действительности получается обратная картина: потребители равнодушны и ленивы для того, чтобы разделять мусор, значительно быстрее и проще все сбросить в один пакет и донести до ближайшего бака. Для изменения ситуации необходимо принимать меры на уровне государства и создавать социальную рекламу, систему поощрений и штрафов, благодаря которым возможно сдвинуть данный процесс и – самое главное – извлечь из него максимум выгоды не только для каждого жителя, но и для всей страны [12].

Пожалуй, первостепенную роль сможет сыграть усиление экологического образования на всех этапах обучения, с использованием передового опыта других стран в данном вопросе, введение практических занятий с посещением предприятий по утилизации и переработке отходов, подробным пояснением и видеоподтверждением проблем загрязнения окружающей среды и вариантам их решения. Существуют проекты, когда, житель, купив соответствующий маркированный мешок или иным способом подтвердив, что разделение мусора произвел, может потраченные средства и время конвертировать в скидку на вывоз мусора. Внедрение такого решения было бы отличным предложением для населения. Суммы небольшие, но как важен элемент геймификации и в целом улучшения понимания для кого реализуются подобные программы [20; 22].

Изменения в сфере коммунальных отходов касаются не только жителей многоэтажных домов и благоустроенных квартир, но и владельцев отдельных усадеб (благоустроенных и неблагоустроенных). Как правило, последние практически не заключали договора на вывоз отходов, а пытались утилизировать их собственными силами, сжигая и закапывая. В настоящее время законодательство исключает такой способ уничтожения отходов и для всех жителей оплата рассчитывается по трем показателям, которые умножаются друг на друга и делятся на 12 месяцев:

‒ накопление ТКО (для жителей Иркутска, Братска и Ангарска – 0,085 м3 на м2, для всех остальных – 0,063 м3 на м2);
‒ площадь жилого помещения без учета количества проживающих;
‒ тариф по оплате с учетом зоны: для «Северной» зоны – 626,96 руб. за м2), для «Южной» зоны – 594,53 руб. за м2 [19].

Проблема с системой сбора ТКО заключается еще и в том, что, к сожалению, даже единых контейнеров (неразделенных для сортировки) не всегда хватает (рис. 1). Кроме того, несвоевременное очищение контейнеров приводит к тому, что рядом с местом выноса отходов образуются стихийные свалки, которые являются местом скопления инфекций, распространения зловонного запаха, обитания насекомых, грызунов и собак [4; 5].

 

Рис. 1. Наличие контейнеров и их необходимость в 1-й зоне деятельности оператора

 

На рисунке 1 явно видно, что в 1-й зоне деятельности регионального оператора достаточно серьезная проблема складывается в Братском, Нижнеудинском и Тайшетском районах, где из-за отсутствия необходимого количества контейнеров достаточно большие участки покрываются горами мусорных пакетов. Не исключением является и Катангский район, где в конце 2020 года не было ни одного специализированного контейнера для сбора коммунальных отходов. Все это приводит к общему ухудшению экологической обстановки.

Согласно Правилам обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства России от 12.11.2016 г № 1156, складирование ТКО осуществляется в контейнеры на контейнерных площадках, в мусороприемных камерах, в пакеты или другие, специально предоставленные региональным туроператором, емкости [16].

На рисунке 2 видно, что ситуация с контейнерами в Черемховском и Свирском муниципальных образованиях, а также Осинском, Баяндаевском, Заларинском, Балаганском районах стоит весьма остро. В Зиминском, Куйтунском, Аларском и Нукутском районах по данным Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на 2020 год практически отсутствовали контейнеры, при том, что их необходимость назрела очень серьезно. В Иркутске при наличии 12275 контейнеров и 108 бункеров, все же не хватает еще 399 штук, и 376 необходимы для замены пришедших в негодность. В Ангарске практически решен вопрос с необходимым количеством контейнеров.

 

Рис. 2. Наличие контейнеров и их необходимость во 2-й зоне деятельности оператора

 

В марте 2023 года Правительство Иркутской области и компания ООО «РТ‒НЭО Переработка» заключили концессионное соглашение о создании кластера, который будет включать в себя мусоросортировочный завод с комплексом по утилизации ТКО. Его планируют ввести в эксплуатацию к 2025 году. Создаваемый кластер «Центральный», будет включать в себя сортировку и утилизацию ТКО. Мусоросортировочный комплекс с системой утилизации будет построен на территории Ангарского городского округа. Для реализации проекта будут привлечены средства Российского экологического оператора. Мощность объекта составит до 405 тыс. тонн в год обработки ТКО и до 141 тыс. тонн в год утилизации. Процесс утилизации предполагает систему биокомпостирования. В соответствии с федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» к 2030 году объем отходов, свозимых на полигоны Иркутской области, необходимо сократить в два раза, а сортироваться должно 100% всего выбрасываемого мусора [15].

В государственный реестр объектов размещения отходов на территории районов Иркутской области включены места нахождения полигонов обработки, утилизации, обезвреживания отходов (рис. 3).

 

Рис. 3. Количество объектов обработки, утилизации, обезвреживания ТКО по районам области (2020 г.)

 

На этом рисунке отражены только те районы Иркутской области, где уже имеются полигоны для сбора и переработки отходов. Практически в каждом районе запланированы объекты для работы с отходами. Например, в Иркутском районе к 2027 году должно быть введено в строй два ресайклинг-центра, а также проведено расширение имеющегося полигона. В Бодайбинском районе на настоящий момент имеется четыре полигона, которые полностью выполняют свои функции и у каждого из полигонов имеется запас вместимости, особенно у полигона, созданного в 2015 году в 9 км от поселка Кропоткин. Те районы, которые не отражены на приведенном рисунке, на 2020 год не имели ни одного полигона, но большинство из них до 2026 года должны быть полностью обеспечены объектами утилизации.

Общую картину по области можно видеть на рисунке 4, где отражено территориальное распределение мест нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов (действующих на 2020 г. и запланированных), а также показатели плотности населения, напрямую связанные с количеством образующихся ТКО.

 

Рис. 4. Географическое распределение мест нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания ТКО (действующих и запланированных)

 

На данной картосхеме отчетливо выделяются южные районы с плотностью населения до 50 чел. на км2, которые подвергаются наибольшему воздействию. К ним относятся Иркутский, Усольский, Зиминский и часть районов Усть-Ордынского Бурятского округа. Крупные города области стоят особняком и нуждаются в пристальном внимании экологов из-за высокого показателя отходов, выбрасываемых в среднем на каждого жителя.

Региональный оператор по обращению с отходами в южных районах Иркутской области «РТ-НЭО Иркутск» построит в городе Байкальске ресайклинг-центр, где будут принимать отходы на переработку и сроки введения в эксплуатацию, определены 2023 годом. Во всех районах Усть-Ордынского Бурятского округа планируется по одному полигону или мусоросортировочной станции, которые полностью покроют все потребности округа в работе с отходами.

Три специально оборудованных комплекса для размещения отходов запланированы к 2025–2027 годам в Киренском районе, два ‒ в Тайшетском, по одному ‒ в Нижнеудинском, Чунском, Мамско-Чуйском, Качугском, Усть-Удинском районах. В Казачинском районе в 2019 году создан крупный полигон для ТКО вместимостью 200 тыс. т, и он достаточен для района. Несмотря на то, что полигон в Катангском районе работает с 2010 года и его остаточная вместимость составляет 91,3%, тем не менее, в ближайшие годы запланирован пуск сооружений по утилизации отходов поливинилхлорида в селах Непа, Подволошино и Преображенка.

В настоящий момент основная проблема, стоящая перед Правительством Иркутской области и региональными операторами, связана с неполным соответствием категорий ТКО с профилем предприятий, способными осуществить их правильное хранение, переработку и утилизацию. В основном ТКО состоит из стекла, полимерных материалов, бумаги, картона, резины. Часто к ним добавляются и отходы более опасных классов – батарейки, масла, кислоты, ртуть и другие. Если ТКО находятся долгое время без переработки, то за их разложение отвечают консументы, но в климатических условиях Сибири этот процесс происходит весьма медленно, и они могут превратиться в биологические и химические реакторы, ведущие к необратимым процессам в окружающей среде.

Для решения вопросов по оптимизации обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области необходима комплексная схема, учитывающая всестороннее участие государственных структур и населения, а также проектно-ориентированное управление имеющимися и запланированными инвестициями [11].

Полученные данные о размещении объектов ТКО могут быть использованы при разработке стратегий комплексного социально-экономического развития региона. В результате исследования получены следующие выводы: область не готова к обработке и переработке отходов определенных категорий, например, стекла или гальванических элементов. Для ряда отходов не предусмотрены объекты переработки, что приводит к бесконтрольным выбросам и нарушению окружающей среды (почвы, воды, и атмосферного воздуха).

×

Об авторах

Элина Анатольевна Ржепка

Байкальский государственный университет; Институт географии имени В.Б.Сочавы СО РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: rjepka@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4369-8061

кандидат географических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности

Россия, Иркутск; Иркутск

Сергей Николаевич Соколов

Нижневартовский государственный университет

Email: snsokolov1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5639-6620

доктор географических наук, доцент

Россия, Нижневартовск

Таисия Павловна Ржепка

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Email: tasyarjpk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2151-5789

магистрант

Россия, Иркутск

Список литературы

  1. Астафьев С.А., Хомкалов Г.В., Грушина О.В. Проблемы создания территориальных схем обращения с жилищно-коммунальными отходами на примере Иркутской области // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. №1. С. 9. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(1).9
  2. Бегунов Д.А., Бегунова Л.А. Проблемы обращения с отходами в Иркутской области // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2019. Т. 1. С. 123-125.
  3. Галтаева А.Л., Куклина М.В. Проблемы обращения с отходами и анализ деятельности региональных операторов в Иркутской области // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9. №2. С. 103–106.
  4. Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Первые результаты решения проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области в 2019 году // ХХI век. Техносферная безопасность. 2020. Т. 5. №2(18). С. 130–145. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-2-130-145
  5. Ерофеева М.Р. Реализация приоритетных направлений государственной политики по обращению с ТКО на территории Иркутской области // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2020. Т. 1. С. 249–254.
  6. Заборцева Т.И. Проблемы средозащитной инфраструктуры Сибири: экономико-географический подход // Известия РАН. Серия географическая. 2014. №5. С. 47–55. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2014-5-47-55
  7. Заборцева Т.И. Что делать с отходами: нормативно-законодательные решения и региональная практика // ЭКО. 2016. №6(504). С. 155–167.
  8. Заборцева Т.И., Майсюк Е.П., Макаренко Е.Л. Мониторинг обращения с отходами в центральной экологической зоне Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2020. №3(162). С. 72–80. https://doi.org/10.21782/GIPR0206-1619-2020-3(72-80)
  9. Ималитдинов В.А. Совершенствование системы обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2011. №2(56). С. 42–46.
  10. Колдобская Н.А. Особенности статистического учета образования твердых отходов в муниципальных образованиях Байкальской природной территории // Экологические проблемы бассейна озера Байкал: Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием (Улан-Удэ, 2022 г.). Улан-Удэ, 2022. С. 67–72. https://doi.org/10.31554/978-5-7925-0621-3-2022-67-72
  11. Лыкова Л.В., Зелинская Е.В. Раздельно собранные отходы - это не мусор, а вторичное сырье // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции (Пенза, 2019 г.). Пенза, 2019. С. 97–101.
  12. Моторин Д.Е. Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. №1(134). С. 178–188. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.134.1.178-188
  13. Потапова Е.В. Проблема утилизации пластиковых отходов // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, №4. С. 535–544. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(4).535-544
  14. Румянцева Е.Е. Кризис в области обращения с отходами в России: стратегические цели государственной политики и реальная практика // Экономика промышленности. 2019. Т. 12. №2. С. 159–166. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-2-159-16
  15. Сальникова М.Е., Зелинская Е.В. Методы сортировки твердых коммунальных отходов // Инновационные научные исследования. 2022. №4-2(18). С. 5–15. https://doi.org/10.5281/zenodo.6613532
  16. Сахапова Т.С., Баранова К.О., Хуснутдинов М.И., Тихонов В.А. Методы обращения с отходами на предприятии: внедрение системы управления по обращению отходами // Mining Industry Journal. 2021. №5. С. 94–98. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2021-5-94-98
  17. Соколов С.Н. Разработка экологических программ городов и их пригородных зон // Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Ишим, 2018 г.). Ишим, 2018. С. 30–34.
  18. Соколов С.Н. Система обращения с отходами в Нижневартовском районе Югры // Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления: материалы V всероссийской межведомственной научно-практической конференции с международным участием (Воронеж, 2022 г). Воронеж, 2022. С. 395–399.
  19. Теплицкая М.А., Манюкова И.И. Иркутская область. Сохранение экосистемы региона // Успехи в химии и химической технологии. 2022. Т. 36. №13(262). С. 95–96.
  20. Ткачук Л.Т., Корж А.С. Оценка и методика расчета эффективности кластера по переработке и утилизации отходов (на примере Иркутской области) // Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий. СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. С. 549–577.
  21. Уланова О.В., Шевела М.А. Ситуационный анализ перехода на новую систему в области обращения с отходами в Иркутской области // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2018. №2(30). С. 5–20. https://doi.org/10.15593/2409-5125/2018.02.01
  22. Ширапова С.Д., Дугаров Р.А. Современные проблемы управления и обращения твердыми коммунальными отходами в Байкальском регионе // Устойчивое развитие в Восточной Азии: Актуальные эколого-географические и социально-экономические проблемы: Материалы Международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 2018 г.). Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2018. С. 376–378.
  23. Шнитуленко Г.Ю., Фомина Е.Ю. Анализ схемы обращения с отходами в Слюдянском районе Иркутской области // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. №2. С. 35.
  24. Щербакова И.Н., Файберг Т.В. Совершенствование финансового регулирования сферы обращения с твердыми коммунальными отходами // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. №2. С. 281–291. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2020.30(2).281-291.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Наличие контейнеров и их необходимость в 1-й зоне деятельности оператора

Скачать (56KB)
3. Рис. 2. Наличие контейнеров и их необходимость во 2-й зоне деятельности оператора

Скачать (104KB)
4. Рис. 3. Количество объектов обработки, утилизации, обезвреживания ТКО по районам области (2020 г.)

Скачать (60KB)
5. Рис. 4. Географическое распределение мест нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания ТКО (действующих и запланированных)

Скачать (138KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах