Образ «русского Фауста» в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
- Авторы: Шитова В.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2013)
- Страницы: 78-81
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49256
- ID: 49256
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию образа «русского Фауста» в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Образ главного героя — Печорина рассматривается в контексте его сопоставления с одним из ярких персонажей немецкой литературы — доктором Фаустом. На основе сделанных выводов выявляются общие характерные черты, роднящие Печорина с Фаустом.
Ключевые слова
Полный текст
Образ чернокнижника Фауста — героя известной трагедии И.В.Гёте, заключившего сделку с Мефистофелем ради знаний, привлекает многих писателей и литературоведов разных стран. В русской литературе произведение немецкого автора сразу нашло отклик, а образ Фауста стал рассматриваться под призмой национальных особенностей России и явился зеркальным отражением поколения XIX столетия. «Незадолго до отъезда Лермонтова на Кавказ во вторую ссылку, в середине апреля 1840 года, в Петербурге вышло первое отдельное издание романа “Герой нашего времени”». «Вышли повести Лермонтова, — писал в эти дни Белинский. — Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь»« [2. С. 5]. В весьма трансформированном варианте предстаёт образ русского Фауста в романе М.Ю.Лермонтова. В данном произведении нет явно выраженных отсылок к «Фаусту» Гёте, не фигурируют очевидные инфернальные образы, нет мотива сделки с потусторонними силами. Но в главном герое — Печорине можно отметить много «фаустианского». Белинский первым раскрыл типические черты Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». Великий критик объяснил причины раздвоенности Печорина и убежденно заявил, что в этом романе Лермонтов является «решителем важных современных вопросов» [2. С. 5]. Печорин относится к типу «странного человека», героя, имеющего «странную» трагическую и роковую судьбу. Читатель может отметить «странности» в описании портрета Печорина: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные, — признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади…» [1. С. 89—90]. Перед нами предстает довольно меланхоличный, скучающий и ленивый человек. Все движения его говорят о хандре. Герой кажется бескостным, он бесформен. На аристократическое происхождение указывает несовпадение цвета волос с цветом усов и бровей. Стоит обратить внимание на описание глаз Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться» [1. С. 90]. Глаза героя являются зеркальным отражением его душевного состояния. Фосфорический блеск указывает на нездоровый характер данного состояния, застой, омертвелость и замкнутость души. Несоответствие между проявлением внешних и внутренних эмоций героя свидетельствует также о черствости, холодности и неотзывчивости Печорина. В его натуре преобладает дьявольское начало, которое порабощает душу. В «Княжне Мери» мы встречаемся с новым персонажем — Вернером, с которым Печорин чрезвычайно сближается: «Нынче поутру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец» [1. С. 115]. Хоть автор и указывает на национальную принадлежность Вернера, но мы бы хотели обратить внимание на имя героя, которое имеет немецкие корни и скорее всего не случайно. «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики… Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком» [1. С. 115]. Судя по данному описанию, Вернер предстает весьма противоречивым героем. Он может насмехаться над больными, но в то же время способен на сострадание и жалость. Он мечтает о больших деньгах, но для этого не хочет ничего предпринимать. Профессия Вернера — врач, поэтому не странно, что для героя характерны рационализм, приземленность, здравый рассудок и скепсис. Вернер эгоистичен, не дорожит друзьями, предпочитая врагов последним. «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом поразили бы френолога странным сплетением противуположных наклонностей» [1. С. 116]. В портрете Вернера много странного. Здесь мы встречаемся также с несовпадением внешнего и внутреннего состояния, как у Печорина. Снаружи Вернер хил, болезнен, в какой-то степени даже уродлив, что никоим образом не сочетается с его сильным характером. Интересным кажется описание черепа, имеющего своеобразную форму, неестественную и нечеловеческую. «Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию» [1. С. 116]. Действительно, Вернер имеет сходство с персонажем Гёте. Можно предположить, что герой специально старался походить на Мефистофеля — явное доминирование чёрного цвета, неяркая наружность, худощавость, аккуратность, сила мысли и разума, высокий уровень интеллектуальных способностей. В Вернере есть что-то завораживающее, манящее, что привлекает к нему внимание даже вопреки отталкивающей внешности. Мы полагаем, что в контексте романа и, разумеется, повести, уместно провести аналогию Печорина — с Фаустом, а Вернера — с Мефистофелем. Несмотря на трансформированный сюжет, черты данных архетипов можно отметить в обоих лермонтовских героях. По поводу Вернера также стоит отметить, что он выступил секундантом Печорина в дуэли с Грушницким, всячески содействовал и помогал Печорину скрыть участие в поединке. Во время последней встречи с Вернером главный герой остается невозмутим: «Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку… и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень, — и он вышел» [1. С. 179]. Вернер не может больше поддерживать отношения с Печориным, так как постепенно становится ясно, кто лишил жизни Грушницкого. Печорин это осознает, но все-таки осуждает Вернера, такова натура главного героя. «Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…» [1. С. 181]. В вышеизложенном отрывке вся суть главного героя романа. Подобно лирическому герою М.Ю.Лермонтова из стихотворения «Парус», Печорин ищет на своем жизненном пути бури, битвы, баталии — новые ощущения, все непознанное и неизведанное. Точно Фауст, стремящийся познать тайны бытия. Печорин вслед за героем А.С.Пушкина — Фаустом («Сцена из Фауста»), томится и скучает среди монотонности и спокойствия окружающей его действительности. Лермонтовский герой вдоволь пресытился всеми существующими соблазнами, все это ему опостылело и надоело. «Характер Фауста, по высказыванию Гёте, — это характер человека, который нетерпеливо бьется в рамках земного бытия и считает высшие знания, земные блага и наслаждения недостаточными для удовлетворения своих стремлений, человека, который, метаясь из стороны в сторону, нигде не может найти желанного счастья…» [4]. Подобно Фаусту, герой Лермонтова ищет, жаждет и желает ту самую бурю, доселе неизведанную эмоцию, которую так и не суждено отыскать. Исследователь Н.Д.Старосельская пишет в своей статье «Русский Фауст»: «Модное в начале XIX века “байроническое” начало трансформировалось в особую жизненную позицию, заклеймленную названием “лишние люди” или “страдающие эгоисты”. Именно здесь берет начало тип русского Фауста, претерпевший к концу столетия существенные изменения» [3. С. 92]. Именно Печорин предстает в качестве так называемого «страдающего эгоиста», которому чужды переживания других людей, который легко калечит и ломает судьбы, не задумываясь о последствиях, а думая исключительно о выгоде и удовлетворении своих интересов, желаний, амбиций. «Рассказывая о судьбе Печорина, Лермонтов вплотную подошел к вопросу, вскоре поставленному Герценом: “кто виноват?”. Кто виноват в том, что умные и жаждущие деятельности люди в условиях самодержавно-крепостнической России обречены на вынужденное бездействие, искалечены воспитанием, оторваны от народа? И читатель убеждается, что Печорин — не только герой, но и жертва своего времени, хотя это не снимает с него его вины» [2. С. 25]. Печорин — типичный представитель своего поколения. Ему свойственны жажда познания, деятельности, участия, волевой характер и рефлексия. Он нуждается в заботе, любви, понимании, но из-за недоверия к людям чурается и избегает этого. Таким героя Лермонтова сделала страна, в которой он родился, строй, существующий в России, при котором он вырос, в конце концов, общество, окружавшее Печорина. «Мы понимаем, что Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин в свое время были “лишними людьми” для реакционной, николаевской России, для деятелей охранительного направления; в истории же развития русского самосознания передовой России Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин — необходимые звенья, без которых наша культура была бы гораздо беднее» [2. С. 31]. Таким образом, проанализировав образ Печорина, сопоставив его с образом гётевского Фауста, можно сделать следующие выводы. Во-первых, Печорин, как и Фауст, жаждет познания чего-то нового, доселе неизвестного. Во-вторых, герой Лермонтова, подобно Фаусту, является рефлексирующим, готовым бросить вызов обществу и окружающему миру. В-третьих, Печорин нигде не может найти желанного счастья, истинного знания, идеала, к которому всю свою жизнь стремится. Его душа мечется и бунтует в поисках свободы от каких-либо догм и социально-политической ситуации в стране. Возможно, после смерти душа Печорина, подобно такой же бунтарской душе Фауста, обретет долгожданный покой.×
Об авторах
Вергиния Валентиновна Шитова
Московский городской педагогический университет
Email: verginiyashitova@yandex.ru
аспирантка кафедры русской литературы и фольклора 628624, г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов, д. 26 Г, кв. 69
Список литературы
- Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. СПб., 1996.
- Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». СПб., 1996.
- Старосельская Н.Д. Русский Фауст // Вопросы философии. 1983. № 9.
- Шор Г.А. «Фауст» И.В.Гёте и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. URL: http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/1894/1/urgu0682s.pdf
Дополнительные файлы
