Организация контролируемой самостоятельной деятельности студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза
- Авторы: Пытель Е.Н.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: № 1 (2013)
- Страницы: 64-68
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49280
- ID: 49280
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается проблема организации самостоятельной деятельности студентов вуза и реализации ее контроля в условиях информационно-образовательной среды вуза. Раскрывается понятие контролируемой самостоятельной деятельности студентов, обосновываются принципы ее организации в вузе. Описываются составляющие информационно-образовательной среды вуза, информационные сервисы которых позволяют реализовать контролируемую самостоятельную деятельность студентов в информационно-образовательной среде вуза.
Полный текст
Развитие информационного общества ведет к внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека. Социальный заказ общества и государства ставит перед системой высшего профессионального образования (ВПО) задачу формирования самостоятельной, ответственной личности, способной к решению профессиональных и социальных задач, в том числе и с применением средств ИКТ. В связи с этим особое значение приобретает процесс информатизации образования, ориентированный на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой создания и использования научно-методических разработок в области ИКТ [2. С. 10]. В основе современной системы ВПО лежит компетентностный подход, одной из составляющих которого является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных задач, определяющих содержание образования. В федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) особое внимание уделяется организации внеаудиторной работы студентов с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности обучающихся, что ведет к увеличению в основных образовательных программах доли самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности (Н.Г.Дайри, Б.П.Есипов, А.С.Лында, Т.И.Шамова). Вопросы достижения учебных задач в самостоятельной работе студентов в процессе осуществления ими самостоятельной деятельности рассматриваются в работах А.С.Берберян, Н.Б.Буртонова, Л.А.Введенской, В.А.Гаврилова, С.М.Годник, С.Ж.Гончарова, Л.П.Давыдова, Л.Г.Дидковской, Л.П.Дидуренко, А.А.Дорофеева, Н.Т.Журавской, Е.В.Змиевской, А.В.Конышева, Т.Ю.Кротенко, В.С.Листенгартен, Е.И.Мещерякова, Т.И.Рицкова, М.В.Рыбакова, B.L.Goldshmid, J.P.Russel и др. Под самостоятельной деятельностью студентов будем понимать процесс и результат взаимодействия преподавателя и студентов для создания условий успешного продвижения студентов к более высокому уровню знаний и умений в изучаемой предметной области при постоянном снижении внешнего и усилении внутреннего контроля за этим процессом и его результатом. Самостоятельная деятельность студента является основой вузовского образования, формирует готовность к самообразованию, создает базу для непрерывного образования. Самостоятельная деятельность способствует развитию у студентов потребности в саморазвитии и самоизменении. Организация самостоятельной деятельности студентов предполагает осуществление педагогической коррекции образовательного процесса, включая контроль самостоятельной деятельности студентов. В последние годы особое значение приобретает организация самостоятельной деятельности студентов в условиях использования электронных образовательных ресурсов, развития дистанционного и смешанного обучения, что нашло свое отражение в работах Н.А.Александровой, Н.В.Барановой, С.Г.Гусевой, М.П.Данчук, Е.Г.Ждановой, Д.А.Занозина, Е.В.Захаровой, А.С.Елизарова, Т.И.Рицковой и др. Основные направления использования средств ИКТ в деятельности педагогов образовательных учреждений различного типа рассматриваются в работах Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутова, М.И.Коваленко, О.А.Козлова, В.Л.Матросова, И.Ш.Мухаметзянова, Н.И.Пака, И.В.Роберт, А.Н.Тихонова и др. Вместе с тем, в них недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с организацией преподавателями самостоятельной деятельности студентов и осуществления ее контроля. Вопросы контроля самостоятельной деятельности студентов поднимаются в работах Л.А.Введенской, Н.Т.Журавской и др. Однако в данных работах не в полной мере отображены вопросы осуществления контроля со стороны преподавателей в условиях информатизации образования. Процесс информатизации образования в условиях компетентностого подхода предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогов в области организации контролируемой самостоятельной деятельности студентов (КСДС), под которой будем понимать организованные преподавателем процесс и результат информационного взаимодействия со студентами, направленный на усвоение обучающимися содержания образования, предусматривающий поэтапный и итоговый контроль за процессом и результатом этой деятельности, а также консультирование со стороны обучающего, в том числе средствами ИКТ. Основываясь на исследованиях, посвященных самостоятельной деятельности студентов (С.М.Годник, И.А.Зимняя, В.С.Листенгартен, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Турбина), к компонентам контролируемой самостоятельной деятельности студентов будем относить: содержательный (определение познавательной задачи, цели учебной деятельности), процессуальный (подбор, определение, применение способов действий, ведущих к результату), мотивационный (потребность в новых знаниях, способствующих самообразованию и осознанию деятельности), контролирующий (поэтапный и итоговый самоконтроль и самоанализ результата деятельности). Организация КСДС должна осуществляться с учетом следующих традиционных принципов обучения: системности, систематичности, последовательности, преемственности, доступности, наглядности. При этом организация КСДС предусматривает ряд принципов применительно к ее особенностям: · рефлексии; · сознательности и активности; · соответствия индивидуальным и возрастным особенностям студентов; · самостоятельности; · профессиональной направленности; · сочетания внутреннего и внешнего контроля; · положительной мотивации; · проблемности; · адаптивности; · изучения способов информационной деятельности, достаточных для самообразования. В современных вузах подобный процесс организации КСДС осуществляется в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. Вслед за Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутовым, Г.Л.Ежовой, О.А.Козловым, Т.А.Лавиной, Л.П.Мартиросян, И.Ш.Мухаметзяновым, Н.И.Паком, Ю.А.Прозоровой, И.В.Роберт, А.Е.Шухманом под информационно-образовательной средой вуза будем понимать совокупность взаимосвязанных условий, способствующих возникновению и развитию информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством интерактивных информационных и коммуникационных технологий [3. С. 13—14]. Вопросы организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса в информационно-образовательной среде вуза рассматриваются С.Г.Данилюком, О.А.Козловым, Л.П.Мартиросян, И.Ш.Мухаметзяновым, А.А.Павловым, И.В.Роберт, Ю.А.Романенко, В.И.Сердюковым, Л.Л.Босовой, Г.Л.Ежовой, В.А.Касторновой, Ю.А.Прозоровой, Д.Ю.Усенко и др. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в результате своей деятельности, обусловливает необходимость изменения не только содержания высшего образования, но и тех условий, при которых оно реализуется, — учебного сопровождения образовательного процесса, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, технологического обеспечения учебного процесса, актуализации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей в учебном процессе высшей школы (А.М.Анохин, В.И.Богословский, В.В.Краевский, В.М.Монахов, П.К.Пидкасистый, В.В.Сериков, В.А.Сластёнин и др.). Исходя из вышесказанного можно выделить следующие задачи ИОС вуза [1. С. 43]: 1) использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с реальными требованиями к профессиональному образованию; 2) исследование и реализация современных технологических и методических подходов представления информации в сочетании с традиционными методами обучения; 3) обеспечение доступности учебно-методических материалов; 4) интенсификация учебного процесса и формирование знаний и умений обучаемых, что является основой повышения качества знаний; 5) развитие дидактических возможностей ИОС вуза на основе использования ИКТ; 6) использование современных информационных технологий в консалтинговых услугах и обеспечении трудоустройства студентов. Примерами составляющих ИОС вуза являются административный портал, социально-образовательная сеть, электронно-библиотечная система вуза. Административный портал вуза представляет собой корпоративный информационный портал, объединяющий информационные системы вуза и обеспечивающий персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, находить и использовать соответствующие приложения и информационные ресурсы в информационно-образовательной среде вуза в соответствии со своими интересами, задачами, функциональными обязанностями. К информационным сервисам административного портала вуза относятся: · Предоставление студентам доступа к учебно-методическим материалам по дисциплинам: аттестационным тестам, глоссариям, конспектам лекций, полным курсам лекций, методическим рекомендациям, наглядным пособиям, перечням вопросов к зачетам и экзаменам, перечням рекомендуемой литературы, перечням тем курсовых работ, планам семинарских занятий, пояснительным запискам, практикумам, презентациям к курсам, программам госэкзаменов, программному обеспечению практики, рабочим программам дисциплин, решебникам, справочным (хрестоматийным) изданиям, тестам, контрольным заданиям, учебникам, учебным пособиям, учебно-методическим планам курсов, учебным планам, электронным учебным пособиям, электронным учебникам, электронным учебникам с практикумом. · Осуществление информационного поиска в библиотеке учебно-методических ресурсов путем задания следующих опций: название, автор, тематика, категория. · Предоставление доступа к образовательным программам ФГОС. · Предоставление доступа к учебным планам профилей по направлениям подготовки. · Создание и наполнение информационными ресурсами вариативных (элективных) дисциплин. · Предоставление доступа к нормативным актам. · Получение доступа к электронному расписанию занятий. Социально-образовательная сеть вуза является информационно-коммуникационным порталом поддержки образовательной деятельности вуза, построенным по принципам социальной сети и предоставляющим общие и специализированные средства для работы руководителей, преподавателей и студентов. Социально-образовательная сеть вуза предоставляет следующие информационные сервисы: · Размещение материалов (презентаций к лекциям, заданий, УМК, конспектов лекций, методических пособий, документов, статей, рабочих программы дисциплин, учебных пособий и т.д.) с возможностью предоставления доступа к ним отдельным пользователям, учебным группам или прикрепление их к одной или ряду читаемых дисциплин. · Работа с учебными группами студентов путем размещения на странице группы информации (сервисы «Новости» и «Форумы»), рассылки сообщений всем студентам группы. · Ведение журналов оценок по дисциплинам с возможностью задания диапазона дат, указания списка работ, обязательных для выполнения студентами, определения шкалы баллов и сроков сдачи. · Задание контрольных работ по дисциплинам для учебных групп с возможностью размещения материалов, распределения вариантов, отслеживания, последующим внесением замечаний и использования средств интерактивного взаимодействия для исправления ошибок. · Организация онлайн- и офлайн-консультаций по дисциплинам. Под электронно-библиотечной системой (ЭБС) будем понимать совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженную дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующую всем требованиям ФГОС ВПО и иных нормативных правовых актов. К основным информационным сервисам ЭБС относятся: · предоставление каждому обучающемуся неограниченного доступа к размещенным в ней электронным образовательным ресурсам (ЭОР); · осуществление поиска ЭОР посредством использования тематического каталога и средств расширенного поиска. Вышеописанные составляющие ИОС вуза предоставляют преподавателям широкие возможности для организации самостоятельной деятельности студентов и осуществления информационного взаимодействия с ними. Таким образом, информационно-образовательная среда вуза позволяет комплексно подойти к проблеме организации самостоятельной деятельности студентов при непосредственном и опосредованном контроле со стороны преподавателей. При этом возникает задача организации КСДС в условиях ИОС вуза. Научно организованная КСДС в условиях ИОС вуза позволяет использовать ресурсное время внеаудиторной работы обучающихся с наиболее высокой результативностью, решая одновременно проблему повышения качества вузовского образования.×
Об авторах
Екатерина Николаевна Пытель
Южный федеральный университет
Email: katip@bk.ru
ассистент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, д. 116
Список литературы
- Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2005.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М., 2010.
- Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2009.
Дополнительные файлы
