Здоровьесберегающие технологии в информатизации системы образования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор рассматривает риски, которым повергаются современные учащиеся в процессе обучения с использованием ИКТ, и способы их преодоления средствами использования методов и форм обучения, способствующих сохранению здоровья учащихся. В качестве примера приводятся рекомендации для учителя информатики по организации безопасной работы учащихся в компьютерном классе.

Полный текст

Информатизация системы образования предполагает активное использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, однако при внедрении ИКТ в процесс обучения и воспитания необходимо учитывать возникновение рисков, которые влекут за собой не только «экономические» последствия, но видоизменение организации учебного процесса и методики обучения. И.В.Манахова [3] выделяет внешние и внутренние риски реализации информационных технологий в учебном процессе. Риски внешние отражают общие проблемы информатизации общества, а внутренние касаются специфики самой системы образования. В настоящее время учащиеся предпочитают общаться и получать информацию, в том числе и познавательную, из сети Интернет, поэтому зачастую исследователи говорят о том, что отказ от включения в информатизацию равносильно отказу от социализации личности. Несмотря на значимость ИКТ, при организации процесса обучения и воспитания необходимо учитывать следующие риски: - технико-машинной зависимости; - технократической социализации; - дезориентации. В информационном обществе имеет место смешение всех традиционных категорий, ценностей, что дезориентирует человека и подчиняет его действию необщественных, «не-человеческих сил и обстоятельств» [3]; - возникновения синдромов авитализма и виртуализма (замена реальности на «виртуальность»); - обеднения эмоциональной сферы и умственной сферы при увеличении чувства безнаказанности и вседозволенности. Активное или даже форсированное внедрение ИКТ может привести к возникновению риска осуществления информатизации не для обучения, воспитания и развития личности учащегося, а для образовательного учреждения. Если говорить о рисках, связанных с психологическим и физическим здоровьем учащихся, то следует упомянуть следующее: — информационная нагрузка вызывает ориентировочную реакцию (положительные эмоции) и оборонительную реакцию (отрицательные эмоции); — высокая эффективность обучения достигается только в том случае, когда оборонительные реакции вовлекаются в минимальной степени; — избыточное количество новой информации может вызвать состояние сонливости. Все перечисленные риски ведут к вероятности потери здоровья школьников за счет информационной перегрузки. Если проанализировать потенциал ИКТ в обучении предметам, то необходимо отметить такие риски, как: - снижение качества через нарушение принципа наглядности — когда слишком большое количество визуальных эффектов приводит к нарушению целостности восприятия; - потеря эффективности средств обучения; - снижение результативности обучения при повышении требований к учителю; - неспособность решить задачи информатизации; - возникновение некачественных информационных ресурсов. Многочисленные школьные факторы риска для здоровья детей создают предпосылки к возникновению у школьников стрессовых перегрузок, следствием которых является развитие у них хронических заболеваний. В связи с этим необходимо стремиться к таким формам и методам организации обучения школьников, в которых прослеживается приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для уменьшения вероятности возникновения рисков, связанных со здоровьем учащихся, следует использовать здоровьесберегающие технологии, при реализации которых решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Рассматривая здоровье ребенка школьного возраста, необходимо учитывать специфику школьного обучения и предусмотреть меры по преодолению факторов риска для здоровья детей, среди которых можно выделить растущий объем учебной нагрузки и увеличение интенсивности обучения, гиподинамию, влияние статистических поз и монотомию, вредные привычки, преждевременное начало дошкольного систематического обучения; психические перегрузки, учебные, экзаменационные стрессы; неблагоприятные факторы школьной среды, в том числе нарушения СанПиН; негативное влияние некоторых психолого-педагогических факторов; антропотехногенные факторы (электромагнитные поля компьютеров, транспортное утомление, шум и др.); слабую мотивацию школьников на здоровый образ жизни и отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за свое здоровье и общества перед человеком за его здоровье; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточную грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья и массовую безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.). Проблема охраны здоровья школьников на занятиях в компьютерных классах — это, прежде всего, вопросы формирования у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в компьютерном классе. Только понимание здоровья как сложной многоуровневой системы, в которой физиологические аспекты тесно взаимодействуют с социальными, позволит увидеть несостоятельность утверждений о том, что компьютер представляет некую угрозу для здоровья школьников в процессе обучения, являясь исключительно негативным фактором. Учитывая все вышеперечисленные факты, можно сформулировать ряд действий учителя информатики для безопасной работы учащихся с компьютером. 1. Необходимо соблюдать условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим. Следует грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель. Соблюдение этих условий в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков. 2. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером рекомендуется учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. 3. Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени (в соответствии с возрастом школьника) и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья 4. Контроль за позой учащихся во время занятий. С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. 5. Контроль веса ранца или портфеля с ежедневным учебным комплектом для занятий (с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы тела его владельца). 6. Проведение физкультминуток на уроках. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. 7. Регулирование умственной нагрузки. Это ряд необходимых мер, которые нужно соблюдать в процессе обучения. Данный список можно продолжать по мере углубления исследований по рассматриваемой проблеме, необходимость проведения таких исследований и расширения круга рассматриваемых вопросов очевидна. Современные учащиеся растут, общаются и получают образование в цифровой среде, однако последствия воздействия факторов риска, которым они подвергаются, еще не изучены, поэтому вопрос о создании программ по выявлению, минимизации и преодолению педагогических рисков является актуальным, и одним из способов его решения будет внедрение здоровьесберегающих технологий.
×

Об авторах

Екатерина Евгеньевна Сивоконь

Южный федеральный университет

Email: sivokonekaterina@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, д. 116, ауд. 324

Список литературы

  1. Ахрамеева Ю.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в начальной школе. URL: www.shkola-dlya-vseh.ru
  2. Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере // ИНФО. 2002. № 1.
  3. Манахова И.В. Риски информатизации образования. URL: www.spbrca.ru/Chtenia/2009/2/manahova.pdf
  4. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. М., 2000.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах