Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предложен оптимальный вариант включения наставничества в программу научно-исследовательской практики студентов магистратуры как одного из видов работы при прохождении научно-исследовательской практики студентами магистратуры. В построении исследовательской деятельности при сотрудничестве студентов-наставников со школьниками дается описание основных этапов прохождения научно-педагогической практики с использованием такой формы передачи педагогического опыта как наставничество.

Полный текст

В последнее время педагоги стали уделять огромное внимание развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Трудом сотен энтузиастов создается система исследовательской деятельности школьников, объединившая разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций. Организация исследовательской деятельности способствует формированию методологической компетентности учащихся как уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Создание в школе определенных организационно-педагогических условий для развития исследовательской деятельности учащихся позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, ведет к повышению качества образования. Организация учебно-исследовательской деятельности в школе — бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке. Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия, предназначенные для педагогов, занимающихся исследовательской работой с детьми. Публикуются работы по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся. Выпускается журнал «Исследовательская работа школьников»; началось издание «Библиотеки журнала “Исследовательская работа школьников”»; работает ряд Интернет-ресурсов, главным из которых является портал исследовательской деятельности www.researcher.ru. Разработанные методики В.В.Холубкова, Г.А.Хуковского, Г.Н.Ионина, И.П.Плотникова, М.А.Рыбниковой и др. стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу современные учителя, использующие в своей деятельности исследовательские приемы. Стало очевидным, что образовательное пространство школы функционирует наилучшим образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности. Одной из ключевых проблем школьной администрации является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В типичной образовательной ситуации реализуется стандартная позиционная схема «учитель—ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега—коллега». Вторая важнейшая позиционная пара — «наставник—младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика. Мы считаем, что решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества. Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации — имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям. С разделением труда наставничество длительное время существовало в форме профессионального обучения — подмастерья (мастер—ученик). Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Наставничество осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но и его политическое и нравственное воспитание [3]. Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к научно-исследовательской деятельности педагог не всегда может оказать поддержку учащемуся в научно-исследовательской деятельности. Не потому, что профессионально не готов, нет возможности уделить время качественной, успешной подготовке каждого ученика. Если и идет подготовка учеников к научно-исследовательской деятельности, то для данного вида работы особое внимание уделяется инициативным, одаренным учащимся класса. С одной стороны, мы видим ситуацию «западания» в подготовке к исследовательской деятельности, а с другой — вхождение молодого специалиста, пока еще студента-практиканта, в новую деятельность. Вхождение студента-практиканта в педагогическую среду сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления будущего специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить навыки работы во взаимодействии с учащимися. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как к форме работы с учащимися указывает на недостаточность других используемых учителем образовательных технологий подготовки учащихся и возможность применения этого типа отношений между учеником и студентом-наставником как резерва успешного управления профессиональным становлением личности школьника. Задача наставника — помочь ученику реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и исследовательские умения. Но при этом студент, выполняющий в период прохождения практики роль наставника, должен помнить, что наставничество — это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно обоюдное согласие студента-наставника и ученика на совместную работу. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности, и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Реализация данной идеи наставничества позволит решить две задачи. В первую очередь — повысить исследовательскую культуру школьников, во вторую — повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, предоставив им среду для применения своих навыков и возможностей. Возникает один вопрос: каким образом можно реализовать наставничество — совместную работу ученика и студента-наставника в контексте научно-исследовательской деятельности? Выход видим в том, чтобы включить наставничество как вид деятельности в программу научно-исследовательской практики студентов магистратуры. Анализ документа «Положение о научно-исследовательской практике студентов магистратуры факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного гуманитарного университета (Принят на заседании Совета факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 1 марта 2013 г.)) позволяет сделать вывод о том, что научно-исследовательская практика — вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами магистратуры в процессе обучения; приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе; подготовку к будущей профессиональной деятельности [1]. Организация научно-исследовательской практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра педагогики. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации практики (ФГОС ВПО), Уставом НВГУ, Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования в НВГУ, а также в соответствии с настоящим Положением кафедры факультета педагогики и психологии, осуществляющие подготовку магистров, самостоятельно разрабатывают программы научно-исследовательской практики студентов магистратуры по конкретной образовательной программе. Программы научно-исследовательских практик утверждаются на Совете факультета педагогики и психологии. Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская практика решает задачи овладения студентами магистратуры методологией и методикой научно-исследовательской работы, использования современных информационных технологий в образовании, приобретения умений и навыков получения, обработки, хранения и распространения научной психолого-педагогической информации. Научно-исследовательская практика рассматривается нами как средство повышения профессиональной компетентности будущего специалиста. Содержание программы научно-исследовательской практики студентов магистратуры включает в себя пункт 2.2 «Задания на период научно-исследовательской практики», который описывает вид работ и отчетную документацию, которую необходимо представить по каждому виду заданий [2]. В перечень уже существующих в Положении видов работ мы предложили внести новый вид научно-исследовательской деятельности в период прохождения научно-исследовательской практики — наставничество (пункт 12, таблица 1). В данном контексте наставничество будет предполагать помощь, оказание поддержки не только одаренным учащимся, но и другим ученикам, проявляющим инициативу для участия в работах исследовательского характера. В завершение всех выполненных работ студент, прошедший практику, должен предоставить отчетную документацию по каждому выполненному заданию. Отчетной документацией в данном случае будет защита обучающимся общеобразовательного учреждения научно-исследовательской работы, выполненной под руководством студента-наставника. Целью изменения, корректировки существующей программы научно-исследовательской практики является, прежде всего, ее ориентация на учащихся, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, развитие личности ребенка, его способностей. Организация наставничества в процессе научно-исследовательской деятельности носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности студента-наставника (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я-концепции». В построении исследовательской деятельности при сотрудничестве студентов-наставников со школьниками в период прохождения научно-педагогической практики можно выделить следующие этапы: 1) адаптационный (диагностический) — предполагает диагностическое исследование по определению возможности реализации наставничества, заинтересованности учащихся в тесном сотрудничестве со студентом-наставником. Выявление проблем, которые испытывает учащийся в научно-исследовательской деятельности. Студент-наставник выбирает диагностический инструментарий, который позволит выявить учащихся, с которыми необходимо будет осуществлять наставническую деятельность, а также определит ряд имеющихся у учащегося проблем, которые мешают или затрудняют его желание участвовать в исследовательской деятельности. Выявляются недостатки в сформированности исследовательских умений и навыков, и на этой основе производится построение программы работы с учеником. 2) основной (проектировочный) — студент-наставник разрабатывает и реализует программу работы с учащимся, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования. Определяется типология самостоятельных творческих работ учащихся, в которых они будут принимать участие. Нами были определены следующие ряды областей, в которых учащиеся могут принять непосредственное участие, а также в которых регулярно реализуются ученические проекты: химико-биологические исследования и исследования, связанные с природой, исследования, связанные с человеком, различные этнокультурологические исследования, исследования в области социологического краеведения. Важным элементом работы на данном этапе является ознакомление учащихся со структурой исследовательской деятельности. В нее входят: постановка исследовательского вопроса, сбор информации о том, что уже известно по данной теме, выдвижение гипотезы, построение модели, выбор методики исследования, получение результатов, анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос. Области исследования выбираются участниками самостоятельно или по рекомендации студента-наставника. Следует подчеркнуть, что выбор темы исследования происходит с учетом следующих обстоятельств: интереса учащихся; степени изученности и актуальности темы; возможности доступа к источникам. 3) контрольно-оценочный (рефлексивный) — на данном этапе усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности юных исследователей, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Одной из форм рефлексии собственных достижений в программе является заполнение анкеты исследователя, которую предлагается заполнить ученикам после того, как исследовательская работа завершена. В такой работе мы видим не просто содержание исследования, но и анализируем процесс обучения, воспитания и развития студента-наставника и учащегося одновременно, который осуществлялся в ходе исследования. Исследовательская работа школьника для студента-наставника интересна, прежде всего, как пример передачи адаптационного опыта от поколения к поколению, от педагога к воспитаннику, как пример становления специалиста, еще с детства увлеченного своей темой. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей. Отметим необходимость применения современных информационных технологий в контексте юношеской исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации. Обучая подростков теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эффективно ими пользоваться. 4) итоговый (результативный) этап. Для юного исследователя значимо увидеть конкретный результат своей работы. В том случае, когда таким результатом становится не простая совокупность записанных текстов, колонки цифр, коллекции фотоснимков или набор аудиокассет, а наглядный, готовый к презентации информационный продукт, его заинтересованность в сборе и первичной обработке материала возрастает. Студент-наставник должен быть готов поделиться навыками по созданию мультимедийных презентаций, публикаций, электронных таблиц, работы в текстовом редакторе. Варианты и формы включения самостоятельных исследований школьников в образование: — организация и проведения научно-практических конференций; — трансляция результатов исследовательской деятельности учителя и учащихся в системе образования страны (сборники научно-исследовательских работ, публикации в прессе); — использование информационных ресурсов (информация в сети Интернет); — индивидуальные образовательно-исследовательские программы. Организация исследований школьников диктует необходимость в сформированном особым способом педагогическом сообществе, где студент-наставник выступает как «адаптор», связующее звено между учителем и учащимися. Поэтому необходимо, чтобы либо он сам обладал достаточной квалификацией в области исследований, либо имел связь с научным консультантом. Для разграничения усилий педагога и возможностей учеников необходимо найти методологический способ включения в образовательный процесс студентов-наставников, где последние будут способствовать привлечению школьников к участию в научно-исследовательской деятельности. Главным в работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его образовательная сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами исследований, а во-вторых, воспитательная, т.е. адаптационная сторона этих исследований. Следовательно, перспективу научной проектно-исследовательской деятельности школьников необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, конечно, акцентируя внимание на фундаментальных, устойчивых, долгоживущих знаниях. Именно такого рода исследования способны помочь ребенку, подростку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитанию в нем положительного мировосприятия, умения гибко перестраивать направление деятельности. Опыт исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что для успешности руководства, наставничества в исследовательской деятельности учащихся на достаточно высоком уровне необходимы: — информационный банк специалистов и научных структур, готовых сотрудничать со школами, оказывать методическую поддержку в решении научно-исследовательских вопросов; — система адресных консультаций педагогов и руководителей исследовательскими работами школьников специалистами в области этих исследований. Для этого необходимо иметь возможность почасовой оплаты проводимых консультаций, поощрения студентов, выполняющих консультирование вне периода прохождения научно-исследовательской практики; — немаловажную роль играет создание межшкольного центра, имеющего возможность проводить консультационные мероприятия для повышения, развития научно-исследовательских навыков школьников в выполнении исследовательских работ. Реализация данного нововведения даст возможность: — дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей учащихся общеобразовательных учреждений; — повышать профессиональный уровень будущего специалиста с учетом его потребностей, затруднений, достижений; — развивать творческий потенциал учащихся общеобразовательных учреждений, мотивировать их участие в инновационной деятельности; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого ученика; — повышать продуктивность работы будущего специалиста и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; — создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей. Можно с уверенностью полагать, что только в условиях прохождения научно-исследовательской практики студент в роли наставника может быть приближен к реальным условиям, к той среде, где он может реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции. Роль наставника в работе со школьником даст ему такую возможность.
×

Об авторах

Ирина Ивановна Евдокименко

Нижневартовский государственный университет

Email: e-irina-i@mail.ru
аспирант 628600, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 36

Список литературы

  1. Положение о научно-исследовательской практике студентов магистратуры факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Нижневартовск, 2012 г. Принят на заседании Совета факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 1 марта 2012 г.).
  2. Программа научно-исследовательской практики / Сост.: Л.А.Ибрагимова, Г.Г.Кругликова, Г.А.Петрова. Нижневартовск, 2010. 26 с.
  3. Хрестоматия — педагогический словарь библиотекаря, российская национальная библиотека, 2005—2007 г.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.