Условия профессионального становления учителя в системе высшего образования
- Авторы: Головнева Н.А1
-
Учреждения:
- Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
- Выпуск: № 2 (2015)
- Страницы: 26-31
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49368
- ID: 49368
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена научному анализу особенностей педагогического управления организационно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки будущих учителей-воспитателей, который позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих специалистов сферы образования. Рассмотрена подготовка специалистов в современном образовательном учреждении с точки зрения духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, т.е. с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Дана характеристика организационно-педагогических условий, влияющих на профессионально-педагогическое становление высококвалифицированных специалистов для системы образования. Представлен организационно-педагогический механизм профессионального становления будущего специалиста образовательного учреждения. Выявлены в процессе научно-педагогического исследования и описаны в статье организационно-педагогические условия, обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи. Проведен анализ оптимизации обучения и воспитания студентов образовательного учреждения высшего образования, из которого следует, что оптимизация невозможна без систематического изучения обучающихся и осознанного выбора средств, приемов и методов, способствующих при наименьших затратах получить объективные, соответствующие поставленной цели, результаты. Кроме того, на оптимизацию влияют и личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении. Методическое сопровождение подготовки студентов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, является важнейшим фактором оптимизации процесса обучения, который способствует наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию учащихся. Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Обусловлено это, прежде всего, необходимостью постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов для системы образования. Удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Также для преподавателя актуальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.
Полный текст
Личностное и профессиональное развитие учителя, процесс его профессиональной подготовки является одним из важнейших объектов научного познания и организационно-управленческих решений преподавателя в системе высшего образования. При этом реализация современных технологий призвана обеспечить как личностный рост, так и формирование психологических и педагогических новообразований будущих педагогов, самым важным из которых является способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к психолого-педагогической науке, к самому себе. Осуществленный нами анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих учителей: ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования; создание гибких саморазвивающихся моделей систем профессиональной подготовки, строящихся на принципах гуманизации, непрерывности профессионального образования; перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, реализация принципа инновационности, методическое сопровождение образовательного процесса. В соответствии с гуманистическими идеями педагогическое руководство деятельностью обучаемых рассматривается как процесс организации продуктивного общения, сотрудничества и сотворчества воспитанников и наставников, педагогической поддержки обучающихся в самореализации, самоорганизации, в самосовершенствовании. Подготовка специалиста в современном образовательном учреждении - процесс духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, как мировой, так и отечественной. В связи с этим «процесс гуманитаризации педагогического образования обеспечивается не только предметным содержанием, но и способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования» [5. С. 14]. Проектирование нового содержания педагогического образования закономерно сопровождается разработкой средств его инструментального, технологического и организационно-методического сопровождения. Эти задачи со всей очевидностью потребовали решения проблемы оптимального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе. Теоретическое осмысление профессиональной подготовки педагогов мы связываем с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Профессиональная подготовка учителя начальных классов строится на принципах целостности и преемственности; основывается на психолого-педагогических закономерностях социальных процессов и явлений; предполагает достижение конкретных целей образования и практической деятельности специалистов в области педагогики начального образования. Организационно-педагогический механизм профессионального становления учителя предполагает эффективное использование преимуществ как традиционных форм и методов обучения, так и внедрение инновационных методик обучения с ориентацией на региональный социальный заказ, обеспечение учебного процесса современной методической, учебной и научной литературой, совершенствование технических средств обучения, использование компьютерной техники для осуществления качественного учебного процесса по дистанционным технологиям. Мы считаем, что качество профессионального образования связывается не только с вещественно-социальной организацией образовательного процесса, но и с ценностно-мотивационной сферой будущего специалиста. Триада «потребность - мотив - цель» выступает как вектор деятельности, определяющий ее гуманистическую направленность, как регулятор управленческой деятельности, направленной на эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности в социуме. Проводимое научно-педагогическое исследование позволило нам утвердиться во мнении, что эффективность предпринимаемых в опытно-экспериментальной работе наставнических мер по организационно-методическому обеспечению профессиональной подготовки студентов на факультете педагогики и психологии университета в значительной мере опосредуется актуальными организационно-педагогическими условиями - теми жизненно-практическими обстоятельствами, которые преднамеренно создаются субъектами педагогического действия в функционирующей образовательно-воспитательной системе вуза. В процессе нашего научно-педагогического исследования были выявлены как обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи шесть таких организационно-педагогических условий. Условие первое: оптимизация профессиональной подготовки студенчества академии за счет целенаправленной актуализации книжных фондов вузовской библиотеки и методического кабинета на факультете. Условие второе: усиленное обращение внимания обучающихся и обучаемых на педагогико-методическую литературу научного характера. Условие третье: целеустремленное пополнение фонда методического кабинета факультета инновационными разработками урочных занятий и воспитательных мероприятий с учащимися. Условие четвертое: оформление и постоянное функционирование в методическом кабинете фотомонтажей и стендов, выставочных экспозиций по материалам жизнедеятельности лучших общеобразовательных, специализированных и дополнительных учреждений системы образования. Условие пятое: функционирование в методическом кабинете информационного стенда о новинках в научно-педагогической и практико-методической литературе, в жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений в своем городе, в регионе, в Российской Федерации. Условие шестое: участие сотрудников методической службы в организации предметно-деловых встреч с ведущими учеными и методистами, с профессорами и опытными преподавателями из педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и других городов. Оптимизация обучения и воспитания студентов связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и финансов дать объективные результаты, которые бы соответствовали поставленной цели (Ю.К.Бабанский, Н.В.Басова, В.П.Беспалько, Е.В.Головнева, В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.В.Мороз, О.П.Околелов, М.М.Поташник, В.А.Сластенин и др.) [1, 2, 3, 4, 5]. Следует отметить, что оптимизация невозможна без систематического изучения студента и выбора оптимальных вариантов его деятельности. Преподавателю необходимо владеть умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивая способности студентов на основе изучения их реальных возможностей, правильно выбирать методы, средства и формы организации обучения и воспитания. Кроме того, на оптимизацию обучения влияют личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Мы считаем, что методическое сопровождение подготовки учителей начальных классов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, по нашему мнению, - важный фактор оптимизации процесса обучения студентов, способствующий наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности в устремлении будущих учителей к освоению педагогического профессионализма и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Отсюда - необходимость постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов для системы образования. Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Следовательно, для преподавателя актуальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.×
Об авторах
Н. А Головнева
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университетастарший преподаватель кафедры педагогики начального образования
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.
- Головнева Н.А. Организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителей-воспитателей // Среднее профессиональное образование. 2009. № 9.
- Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителя. Стерлитамак, 2010.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.
Дополнительные файлы
