К вопросу об учебно-исследовательской работе обучающихся православных общеобразовательных учреждений


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предлагается оптимальный в условиях общеобразовательного учреждения вариант интеграции обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, Это связано с актуальной необходимостью в современном образовательном процессе использования в обучении методов и приемов, способствующих формированию умения не только самостоятельно добывать новые знания, нужную информацию, но и выдвигать гипотезы, исследовать материал, делать научные выводы, т.е. развивать научную компетентность обучающихся. Для обеспечения саморазвития и творческой активности учащихся необходим поиск новых форм и методов обучения нужным компетентностям. В основной школе с переходом на ФГОС основного общего образования данную проблему решают через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности. Научный уровень овладения историческими и обществоведческими знаниями, их трансляция в устных и печатных выступлениях важны еще и потому, что активно способствуют культурной и гражданской самоидентификации учащихся, объективной оценке деятельности различных социальных групп. Разработаны развивающие научную компетентность обучающихся методы и технологии достижения поставленных задач в образовательном процессе, условия для развития позитивной мотивации обучающихся, система заданий для самостоятельной работы, тематика исследований на федеральном и региональном уровнях, потенциальный итоговый продукт, программа учебного курса, призванная стимулировать развитие научной компетентности учащихся, рассчитанная на один год. Программа, призванная способствовать формированию интеллектуальной и творческой личности юного гражданина нашей страны, учитывает как общие особенности образовательной среды конкретного учреждения, так и индивидуальные особенности одаренных обучающихся.

Полный текст

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приемов, которые формируют умения не только самостоятельно добывать новые знания, необходимую информацию, но и выдвигать гипотезы, исследовать материал, делать научные выводы, т.е. развивают научную компетентность обучающихся. В статье 66 (п. 3) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ прямо указано на необходимость овладения основами наук и умственным трудом [3. С. 7]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требование к общественным дисциплинам обеспечить «освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам» [2. С. 12]. Согласуясь с вышеуказанными документами Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года уделяет значительное внимание формированию в округе собственного интеллектуального и творческого потенциала [1. С. 18]. Таким образом, для обеспечения саморазвития и творческой активности учащихся необходим поиск новых форм и методов обучения нужным компетентностям. В основной школе с переходом на ФГОС основного общего образования данную проблему решают через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основной формой обучения является урок. Однако в рамках урока нет объективной возможности построить систему учебно-исследовательской работы одаренных учащихся. Компенсировать нехватку учебного времени позволит курс «Мир науки в школе». Система дополнительных занятий дает возможность обучающимся овладевать теоретическими и практическими навыками научного познания, осваивать современную методологию, представлять результаты своих исследований на площадках различного уровня: от институциональных до международных (школьных и вузовских) научно-практических конференциях. Умение составлять проекты, анализировать имеющуюся и создавать новую информацию является неотъемлемой чертой социализации обучающегося, поможет с определением будущей профессии и станет важной ступенью при вхождении во взрослую жизнь. Научный уровень овладения историческими и обществоведческими знаниями, их трансляция в устных и печатных выступлениях важны еще и потому, что активно способствуют культурной и гражданской самоидентификации учащихся, объективной оценке деятельности различных социальных групп. В качестве примера следует привести события 2014-15 гг. на Украине, где политическая элита в лице П.Порошенко, А.Яценюка и других, пришедшая в официальную власть преступным путем, стремится исказить историю, вырвав из нее страницы, связанные с братской общностью украинского и русского народов. На данный факт не раз обращал внимание президент РФ В.В.Путин. Таким образом, данный учебный курс призван способствовать формированию интеллектуальной и творческой личности юного гражданина нашей страны. Базовая цель: способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся путем интеграции в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности. Задачи: Обучающие: · развитие интереса к научной деятельности как способу познания окружающего мира; · приобретение знаний, умений, навыков научной деятельности; · пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над информацией; · развитие мотивации к изучению истории и современного социума; · обогащение словарного запаса научной терминологией; · совершенствование общего языкового и мыслительного развития учащихся; · углубление и расширение знаний и представлений об учебно-исследовательской и проектной деятельности. Воспитывающие: · воспитание культуры молодого ученого; · формирование у учащихся разносторонних интересов. Развивающие: · развитие креативного мышления и творческого подхода; · приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; · развитие умений пользоваться различными источниками; · обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с научной литературой. Методы и технологии достижения цели: · система индивидуальных консультаций с обучающимися с учетом личностных особенностей каждого в работе над проектом; · предоставление своевременной и полной информации об актуальных темах исследования; · обеспечение учащимся доступа к историческим текстовым, электронным, аудио- и видеоисточникам на различных формах носителей; · ведение портфолио индивидуальных достижений обучающихся (в виде дипломов, сертификатов, свидетельств участников конференций различного уровня, опубликованных работ); · обеспечение участия в научно-практических мероприятиях различных уровней путем постоянных контактов с вузами, информационно-методическим центром, государственными, муниципальными и общественными учреждениями науки и культуры. Условия развития позитивной мотивации обучающихся. Для создания эмоционально положительного отношения к исследовательской деятельности и развития мотивации учащихся необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого обучающегося; единства образовательного и воспитательного процесса; создание ситуации успеха и сорадости каждому реализованному проекту и общественному признанию обучающихся; формирование отношения к временным неудачам как к ступени достижения успеха. Отрицательного результата не бывает - есть поиск нового пути решения научной проблемы. Особенности образовательной среды. При составлении программы учебно-исследовательской работы в православной гимназии следует учитывать специфику ее образовательной среды. В сферу научных интересов одаренного православного школьника входит прежде всего история русской христианской цивилизации, Русской православной церкви, духовной культуры, христианской религиозной философии и нравственности, подвига русского народа на полях сражений, примеры жертвенности и патриотизма героев отечественной истории, психология православной семьи и другие темы, изучение которых было бы затруднительно представителям иных социальных групп. С опорой на данное своеобразие составлены темы для самостоятельной работы учащихся. Задания для самостоятельной учебно-исследовательской работы обучающихся. Темы исследований федерального уровня: «Крым - наш!» «Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси» «Наш ответ санкциям против России» «Русская весна 2014 г. на юго-востоке Украины» «Герои Донбасса» Темы исследований местного уровня: «История православной гимназии в г.Сургуте» «Воскресные школы Сургута» «История Преображенского храма» «Мир православной семьи: опыт социологического исследования» «Духовно-нравственное воспитание в православной гимназии» Итоговый продукт: Издание учебно-методического пособия по включению учащихся в учебно-исследовательскую работу и технологиям их сопровождения. Подборка материалов для пополнения Музея истории гимназии. Подборка материалов к выпуску юбилейного журнала гимназии в 2019 г. Выступления на конференции научного общества гимназии. Выступления на международных и всероссийских научно-практических конференциях с публикациями работ в сборниках тезисов (на базе вузов). Участие в школьных конференциях Малой академии наук в Обнинске в рамках проекта «Познание и творчество»: «Шаги в науку» и «Юность, наука, культура», а также в конкурсе проектов «Созидание и творчество». Публикация лучших работ в рецензированном сборнике гимназии «Образование и наука» (выпуск 2 и последующие). Тематическое планирование, созданное с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся. № Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Личностные результаты Метапредметные результаты 1 Вводный урок. Наука в жизни учащегося 1 Лекция Беседа Самоопределение личной роли в общем деле - работе. Использование информации для индивидуального успеха. Ориентация на понимание причин успеха Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации 2 Актуальность научного исследования 1 Теория Практика 3 Постановка цели и задач исследования 1 Беседа Презентация 4 Предмет и объект исследования 1 Беседа Способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности Осознание значимости работы 5-6 Методология научного исследования. Классификация методов 2 Теория Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Освоение использованной информации 7 Требования к научной статье: оформление, аннотация, ключевые слова 1 Беседа Практика Освоение использованной информации 8 Исторические источники 1 Теория Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Осознание значимости работы 9-10 Поиск и оформление списка литературы в соответствии с ГОСТами 2 Теория Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 11 Исторические науки. Обществоведческие науки 1 Лекция 12 Составление кратких тезисов к исследованию 1 Семинар Самоопределение личной роли в общем деле - работе Выполнение учебных действий в письменной форме 13 Критерии самооценки исследования 1 Теория Практика 14-15 Юбилейный журнал гимназии 2 Семинар Использование информации для достижения индивидуального успеха Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив 16-17 Музей гимназии 2 Экскурсия Ориентация на понимание результатов исследования 18 Научный сборник гимназии «Образование и наука» 1 Презентация Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Освоение использованной информации 19-20 Школьный проект: структура и содержание 2 Теория Практика 21 Научное общество гимназии: требования к проекту 1 Теория Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 22-23 Научное общество гимназии: подготовка к участию в конференции 2 Семинар Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта 24-25 Городская конференция «Шаг в будущее» 2 Теория Практика Навыки в использовании информации Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив 26-27 Всероссийский проект «Познание и творчество» 2 Презентация Практика Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта 28-29 Конференции проекта «Познание и творчество»: «Шаги в науку», «Юность, наука, культура» 2 Презентация Практика 30-31 Проектная деятельность «Созидание и творчество» 2 Презентация Практика Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 32-33 Научно-практические конференции вузов: международные, всероссийские, региональные 2 Лекция Освоение алгоритма поиска, умение использовать знания в практической деятельности Самостоятельное нахождение оптимального решения учебной задачи 34 Научные журналы 1 Лекция 35 Итоговое занятие 1 Презентация проектов Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для выполнения проекта Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив Данную программу, призванную стимулировать развитие научной компетентности учащихся, необходимо реализовать в 6-м классе, когда закладываются основы обществоведческих знаний и впервые изучается как отдельный предмет история России. Наиболее эффективным будет распределение учебной нагрузки из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года. В дальнейшем, при переходе обучающихся в следующий класс, целесообразно продолжение консультативных занятий в указанных выше рамках, но при этом нужно способствовать углублению уже приобретенных знаний и универсальных учебных действий, направлять их на достижение результатов в практической деятельности. Таким образом, те учащиеся, которые сознательно поставят перед собой цель получения высшего образования, к моменту перехода на ступень среднего общего образования в совершенстве овладеют навыками научной деятельности в различных ее составляющих. Написание научной статьи в полном соответствии с требованиями к ней, публикации в коллективных сборниках научных трудов и материалах конференций, участие в самих конференциях различного уровня, вплоть до международных, непрерывное самообразование должно стать неотъемлемой частью жизни обучающегося (а впоследствии - студента). Постиндустриальное общество с его колоссальными потоками информации требует совершенных умений ее обрабатывать, пользоваться ей и создавать ее на основе собственных исследований. Успешная социализация, становление юного гражданина с активной жизненной позицией, полезного государству и обществу, невозможна без высокого уровня образованности, а достижение такого уровня невозможно без фундаментальных научных знаний. Бакалавриат не может восприниматься успешным молодым человеком как конечная ступень обучения, это лишь первый шаг к получению академической степени магистра, дающей возможность карьерного роста, а в дальнейшем, вероятно, и поступления в аспирантуру с целью приобретения ученой степени. Следует помнить, что в современном обществе, стратифицированном по принципу доходности, профессионализма, уровня власти, важнейшим социальным лифтом является именно образование, и уделять ему первостепенное внимание необходимо уже в общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее), чтобы при переходе в вуз был заложен прочнейший фундамент высококлассного специалиста.
×

Об авторах

А. А Стерхов

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

учитель истории и обществознания

Список литературы

  1. Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 91-РП «Стратегия развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf.
  3. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах