Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из актуальных проблем, связанных с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. В настоящее время, период поиска путей духовного возрождения России, особенно актуально обращение к православной воспитательной традиции. Православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в работах многих ученых и трудах святых отцов и учителей Церкви. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Как социальный институт семья в последние десятилетия претерпевает серьезные изменения, которые приводят к усложнению межличностных отношений, снижению духовного и физического здоровья членов семьи, утрате семейных ценностей. Одним из факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям, является православная традиция духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. В статье раскрываются условия организации взаимодействия семьи и воскресной школы как структурной единицы Русской православной церкви в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Воскресная школа как образовательная организация во взаимодействии с семьей выполняет ряд важнейших функций: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. В статье описан опыт организации взаимодействия семей обучающихся и преподавателей воскресной школы Храма Рождества Христова в городе Нижневартовске. Для многих воспитанников начальной воскресной школы и членов их семей процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. За два десятка лет своего существования воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную. В статье описан опыт работы с родителями воспитанников: беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи; организация совместных учебных занятий; общее домашнее чтение; участие в конференциях с рассказами о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, участие в организации традиционных церковных праздников; совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния.

Полный текст

Актуальной проблемой, связанной с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтами гражданского общества и конфессиями определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Определяющая роль семьи обусловлена глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья является средой, в которой формируется целостный взгляд на мир, происходит осознание своего места в нем и осмысление своего права свободы выбора культурного наследия. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. В последние десятилетия семья как социальный институт претерпела серьезные изменения, обуславливающие частичную утрату семейных традиционных ценностей, упадок нравственных принципов, снижение патриотических чувств, утерю своих традиционных духовно-нравственных истоков. Вместе с тем, существует ряд факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям. К таковым можно отнести возрождаемые сегодня православные традиции духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Проблемы духовно-нравственного воспитания в православных традициях рассмотрены в трудах ученых, педагогов и психологов прошлых лет: Н.А.Бердяева, архимандрита Киприана (в миру К.Э.Керна), В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, В.Н.Лосского, Н.И.Пирогова, С.А.Рачинского, К.Д.Ушинского, В.И.Несмелова, священника П.А.Флоренского. В настоящее время православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в трудах современных ученых: В.А.Беляевой, архимандрита Платона (Игумнова), игумена Георгия (Шестуна), протоиерея Виктора Дорофеева, а также Л.П.Гладких, В.В.Игнатовой, С.С.Куломзиной, С.Г.Макеевой, В.М.Меньшикова, И.В.Метлика, Т.И.Петраковой, Т.В.Скляровой, И.А.Соловцовой, В.Ю.Троицкого и др. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. «Духовность и нравственность - важнейшие, базисные характеристики личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» [4]. Особенности духовного становления ребенка рассмотрены в творениях святителя Филарета, митрополита Московского, епископа Феофана, Вышенского Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископа Фаддея (Успенского). Известный святой подвижник Глинской пустыни Порфирий в своих трудах содержательно раскрывает цель духовного воспитания: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания - научить воспитуемого не только знать нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни». Протоирей Виктор Дорофеев, обобщая опыт работы воскресных школ Московской епархии, определил цель их деятельности как духовно нравственное воспитание или воцерковление учащихся, ведущее к духовному становлению. «Одно из основных положений православия - это существование в человеке бессмертной составляющей - души. Она может быть в различном состоянии - здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу. Душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это - два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии - благодати Святого Духа, действием которой очищаются, одухотворяются, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: “Стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся”» [5]. Православное воспитание основывается на том, что изначальная духовность человека сама по себе не может удержать человека от отрицания нравственного закона и следования своей греховной воле. Духовность как потенциальная возможность нравственного совершенствования человека обретает силу через стяжание Божьей благодати в церковной жизни. Духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной благодати душа достигла достаточной чистоты и силы. С позиций православия, нравственные качества, которые педагоги и родители воспитывают в ребенке, изначально в нем заложены, при этом основная цель воспитателей - раскрыть эти качества. Термин «воспитание» понимается, как «питать» и имеет значение «вскармливать», «взращивать» [3]. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Сложившая ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Семья после многих десятков лет атеизма не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Традиции семейного христианского воспитания, обеспечивающего преемственность поколений, могут быть реализованы в воскресных школах, возникающих при приходах. Воскресная школа как образовательная организация выполняет ряд важнейших функций во взаимодействии с семьей: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. Воскресная школа при Храме Рождества Христова в городе Нижневартовске была образована в 1991 г. Два десятка лет своего существования она знакомит воспитанников с правилами и обычаями православной веры. Образовательный процесс в воскресной школе строится на основе учебных программ, рекомендованных Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви. Главная задача преподавателей - познакомить детей с жизнью в свете христианского Предания: сформировать представление о мире, о Боге, о человеке, о свободе выбора и ответственности человека за свои поступки; раскрыть многообразие жизни; ввести детей в духовную проблематику; объяснить основные догматические положения православной церкви, связав их с каждодневной жизнью ребенка. Являясь носителями традиционных духовных и культурных ценностей, преподаватели воскресной школы обеспечивают преемственность в изучении предметов духовно-нравственного содержания. Для воспитанников начальной воскресной школы процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. Учебные занятия проводятся в доступной, чаще игровой форме. Школьники изучают духовные дисциплины, учатся молитве, церковному чтению, хоровому пению, творческому труду, овладевают практическим опытом христианского «доброделания» - участвуют в богослужениях, церковных таинствах и социальной деятельности прихода. Большая работа проводится с родителями воспитанников: оказывается помощь в христианском воспитании детей и укреплении семьи. Систематически проводятся беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи. Для первоклассников воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную: родители, бабушки и дедушки, сестры и братья имеют возможность не только присутствовать на занятиях, но и работать совместно с детьми. Начиная с первых уроков в школе педагоги разъясняют ученикам и их родителям, что в каждой семье, по замыслу Божию, на основе любви друг к другу должна поддерживаться атмосфера душевного тепла, духовного единства и сопричастности членов семьи. Основная цель совместных занятий для детей направлена на формирование ясного понимания заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания. Основная цель для родителей - осознание своей ответственности за духовное воспитание детей на основе христианского брака, о необходимости становления семьи как «домашней церкви». Преподавателями воскресной школы ведется активная работа по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность: общее домашнее чтение, участие в конференциях с выступлениями о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния. Практическая работа воскресной школы показала, что действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений является организация традиционных церковных праздников. В течение учебного года преподаватели, дети и их родители совместно готовят и проводят праздники, посвященные Рождеству Христову, Светлому Христову Воскресению (Пасхе), историческим событиям, связанным с памятными датами. К участию в праздничных торжествах приглашаются священники и прихожане храма. Принимая участие в разнообразных видах деятельности, члены семей получают возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом. Ежегодно воспитанники воскресной школы совместно с обучающимися негосударственного образовательного учреждения «Нижневартовская православная гимназия» выступают с рождественскими и пасхальными спектаклями: во Дворце Искусств перед жителями города, в центре социальной помощи семье и детям, перед учащимися школ, ветеранами, в доме престарелых. Воскресная школа, помимо основных ее образовательных функций, помогает обучающимся и их родителям органически влиться в общину при храме, обрести круг духовного общения. Создание особой духовной атмосферы и уклада школьной жизни в тесном взаимодействии с семьей воспитанников, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальной воскресной школы при Храме Рождества Христова в городе Нижневартовске.
×

Об авторах

Г. Н Артемьева

Нижневартовский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития

Список литературы

  1. Вопросы православной педагогики / Общ. ред. свящ. А.Владимирова. М., 1992. Вып. 1.
  2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения: Методические рекомендации. Белгород, 2013. Ч. 3.
  3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М., 2002.
  5. Протоиерей Виктор Дорофеев. Опыт работы воскресных школ Московской епархии. URL: www.mepar.ru/ library/vedomosti/57/1045.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах